kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей. Особенности обучения грамоте в подготовительной группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей. Особенности обучения грамоте в подготовительной группе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей. Особенности обучения грамоте в подготовительной группе.»

Консультация для родителей. Ноябрь.

Тема: «Особенности обучения грамоте в подготовительной группе. Подготовка ребёнка к обучению в школе».











































Консультация для родителей. Ноябрь.


Тема: «Особенности обучения грамоте в подготовительной группе. Подготовка ребёнка к обучению в школе».


   Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка         к обучению         грамоте.      
От того, насколько успешно ребенок освоил основы звукового анализа, дифференциации звуков, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.  Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходиться на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать еще         в детском саду.            
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения         грамоте:   
- формирование звуковой стороны речи: т.е. ребенок должен владеть правильным,         четким         произношением         звуков;
- формирование фонематических процессов, подразумевает умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- в понятие готовности к звуковому анализу и синтезу входит  умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; последовательно выделять звуки и устанавливать их место в слове;
- знакомство детей с терминами: звук, слог, слово, предложение, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие,  учит детей работать со схемой слова, предложения;
- навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как  «предложение», «слово», «слог», «звук» .  

На первом этапе дети узнают, что наша речь состоит из предложений. Каждое предложение это законченная мысль. Когда мы произносим предложение, то в конце каждого из них мы понижаем голос, останавливаемся, делаем паузу. Дети учатся выделять предложения из речи, определять на слух количество предложений в тексте; работают над выделением слов из предложений, определением кол-ва слов в предложении; приходят к выводу, что предложение состоит из слов, связанных по смыслу.  Далее знакомятся со схемой предложения. Учатся «записывать» предложения, упражняются в составлении предложений из 2-3, 4 слов с определенным         словом.                      
Например: Составьте предложение  со словом солнце и составьте схему   предложения (Ярко светит солнце. В этом предложении 3 слова. Первое слово Ярко, пишем с заглавной буквы, второе – светит, третье- солнце.
В конце предложения         ставим         точку).  
Также дети учатся составлять предложения по опорным картинкам;         по схемам         с         заданным         количеством         слов.
СЛОВО. После того как дети хорошо усвоили структуру предложениязнакомимся с составом слова.  Дети узнают, что слово  состоит из слогов (частей); учимся делить слова на слоги. Знакомимся со способами деления слов на части. Можно слово делить хлопками, простукиванием пальцем по столу, но более точный способ – это контроль рукой за опусканием подбородка. Сколько раз подбородок коснется руки, столько слогов в слове (ПРИМЕР: мак,        Ма-ша)        и        т.д..
  Знакомимся с короткими и длинными  словами  (дом, муравей). Короткое слово состоит из одного слога, а длинное из нескольких частей-слогов. С помощью  слоговых домиков, вагончиков упражняемся в делении сов на части.
  Следующий этап – знакомство  с образованием слогов - состоят из звуков (слияние звуков). В образовании слогов, помогает звуковая зарядка.  (тренинг с         воспитателями)

Например: Верни слог: р,а –ра,  к,и, -ки, о, т – от
- верни звуки: му – м,у; ан – а,н; ки – к, и
- вернуть слово: к,о,т –кот, т,о,к – ток, к,и,т – кит
- вернуть звуки: сок – с,о,к, мак – м,а,к,  роза –р,о,з,а.
-Усложняем задачу – вернуть только гласные: мак-а, сом-о, роза-о, а:
- вернуть согласные :шум –ш,м, дым-д,м.

Следующий этап - знакомство со звуками. При знакомстве со звуками начинаем знакомиться с звуковым составом слова, в этом нам помогают «звуковые бусы»  «Звуковые бусы» представляют собой цепочки кругов (как бы нанизанные на ниточку бусины), каждая бусинка – это определенный звук в слове; сколько звуков в слове, столько бусинок в бусах. Работа со «звуковыми бусами» помогает детям научиться слышать каждый звук         в         слове.
Далее идет  знакомство с гласными и согласными звуками - бусины-круги приобретают         цвет: красный кружок обозначает гласный звук, синий – согласный твердый, зеленый – согласный мягкий.
Когда знакомимся  со звуками с помощью схемы (рыбки или полоски с тремя окошками) тренируемся в определении позиции звука в слове.
Например, такое задание: Где прячется звук (определить положение звука в слове: в начале, в середине или в конце слова)

Далее начинаем знакомить со звуковым анализом слова. Слова даем, которые четко слышим и не изменяется звук. Слова для звукового анализа даем по принципу от простого к сложному.

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

-Слова из двух гласных (ау, уа);

- слова из двух звуков (ум, ах, ус);

- слова из трех звуков (дым, мир);

- слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

- слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист)

- слова из одного слога со стечением согласных в начале (двор, гром);

- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов(галка, сумка);

- слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

При работе со звуковым  анализом  слова учим детей  пользоваться алгоритмом. Пример:  ЗИМА

   1.Произнеси слово и послушай его.

   2. Произнеси слово по слогам.

   3. Выдели первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

   4.Обозначь выделенный звук кружком нужного цвета.

   5. Выдели  второй звук в слове, назови и охарактеризуй его.

   6.Выдели третий звук и т.д.

   7. Прочитай по кружкам слово целиком.

   8.Ответь на вопросы: сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных?

Чтобы подготовка к обучению грамоте прошла успешно, нужно создать условия для интересной работы , в этом нам поможет хорошо оснащенная развивающая  предметно-пространственная  среда (РППС).

-Наглядный материал;
-Различные дидактические пособия;
-Подшивки ребусов;
-Картотеки артикуляционной , дыхательной и пальчиковой гимнастики
-Картотеки игровых упражнений;
- Дидактические игры фабричные и сделанные своими руками и т.д.

Итог. Подготовка к обучению  грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.
















Как можно построить занятия с ребенком дома?

Если вы решили проводить занятия дома, особенно внимательно отнеситесь к выбору книг для ваших занятий. Посоветуйтесь со специалистами детского сада: психологом, логопедом, воспитателем. Спрашивайте ребёнка о том, что он узнал в детском саду, закрепляйте и развивайте эти знания. Сделайте выполнение заданий ежедневным ритуалом, создавайте положительный эмоциональный фон во время занятий. Проводите занятия в игре, пусть участником занятий будет любимая игрушка ребёнка.

Чтобы добиться положительного эффекта, вам необходимо:

■ Проводить занятия ежедневно и заранее составлять план их проведения.

■ Вы должны понимать, к какой конечной цели вы идете. Если ваша цель — научить ребенка считать до 10, тогда на всех занятиях обязательно обыгрывайте эту тему хотя бы вскользь. Во время рисования или лепки спросите ребенка, сколько он нарисовал цветочков или сколько он слепил шариков зеленого цвета.

■ Каждое занятие обязательно начинайте с повторения. То, что нужно запомнить, обязательно повторите в конце урока.

■ Время занятий увеличивайте постепенно, но их продолжительность не должна превышать 30-35 минут (для ребёнка 6-7) лет, 20-25 минут (для ребёнка 4-5 лет). Для того, чтобы ребенок научился ощущать время, можно использовать песочные часы. Это помогает ребенку видеть, сколько времени у него осталось до конца занятия и сколько он может успеть за отведенное ему время.

■ Следите, чтобы ребенок не утомлялся на занятиях. Если видите, что он устал, тут же смените направление занятия, сделайте переменку: проведите зрительную гимнастику, пальчиковые упражнения, физкультминутку.

■ Обязательно, ненадолго оставляйте ребенка одного, для того чтобы он мог самостоятельно делать заданное вами упражнение.

Что примерно должен знать ребенок перед школой.

■ Свое имя и фамилию.

■ Дату своего рождения и сколько ему лет.

■ Свой домашний адрес.

■ Некоторые страны.

■ Имена родителей (имя, отчество, фамилия).

■ Времена года и их последовательность.

■ Месяца и их количество.

■ Сколько дней в неделе и их названия, какие дни рабочие, а какие выходные.

■ Ориентироваться во времени, знать время суток.

■ Что такое живая, а что такое не живая природа.

■ Отличать диких животных от домашних.

■ Уметь правильно назвать детенышей (у лошади — жеребенок, у коровы — теленок...).

■ Какая бывает погода (солнечная, ясная, пасмурная и т. д.)

■ Какие погодные явления бывают зимой, весной, летом и осенью.

■ Названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб.

■ Уметь отличать деревья от кустарников.

■ Уметь отличать фрукты от ягод и овощей.

■ Находить лишний предмет в группе.

■ Рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы.

■ Основные цвета.

■ Ориентироваться, где право, а где лево.

■ Ориентироваться на листе бумаге (верхний угол слева, верхний угол справа и т. д.).

■ Названия известных видов спорта.

■ Названия часто встречающихся профессий.

■ Названия основных строительных инструментов.

■ Названия нескольких музыкальных инструментов.

■ Основные правила дорожного движения и основные дорожные знаки.

■ Знать, что относится к посуде, к мебели, канцелярским принадлежностям.

■ Фамилии известных писателей и поэтов, названия известных сказок.

■ Знать наизусть стихотворения.

■ Основные праздники.

■ Считать до 10 в прямом и обратном порядке.

■ Складывать и вычитать в пределах десятка, понимать состав числа.

■ Читать, хотя бы по слогам.

■ Знать понятия «больше», «меньше», «равно».

■ Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.

■ Уметь решать простые арифметические задачки.

■ Знать основные геометрические фигуры.

■ Печатать, писать печатными буквами.

■ Различать буквы и звуки (буквы- видим, читаем и пишем, звуки мы произносим и слышим).

■ Отличать гласные звуки от согласных, знать, что согласные бывают твёрдые - мягкие, звонкие-глухие.

■ Уметь находить заданный звук в слове и определять, в какой части слова он находится (в начале, середине и конце слова).

■ Уметь делить слово на слоги (сколько в слове гласных, столько и слогов).

■ Уметь копировать простые узоры по клеткам, продолжить ряд, дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.

■ Уметь продолжать ряд по линии, заданного фрагмента: палочки, кружочки, крючочки и т. д.

■ Графические диктанты  (рисунки по клеточкам под диктовку взрослого).

■ Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов.

■ Уметь пересказывать, составлять рассказ по картинкам, использовать в своем рассказе прилагательные, наречия

■ Уметь правильно держать ручку и карандаш в руке.

■ Уметь аккуратно обводить по контуру рисунок, закрашивать его.

Не стоит перегружать ребёнка учебными заданиями, важно выполнять их систематически, стимулировать интерес ребёнка.               

Желаю вам успехов в нелёгком деле освоения новых знаний!

Учитель-логопед Масленко Е.В.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей. Особенности обучения грамоте в подготовительной группе.

Автор: Кондакова Марина Вадимовна

Дата: 05.12.2022

Номер свидетельства: 619264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Обобщение работы воспитателя"
    ["seo_title"] => string(32) "obobshchenie_raboty_vospitatelia"
    ["file_id"] => string(6) "569660"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610284031"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) ""Здоровье сберегающие технологии в доу " (Из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-ie-sbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-dou-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "115234"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411907573"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Рабочая программа отряда ЮИД.  МАДОУ г. Нижневартовска детский сад № 32 " Брусничка" "
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-otriada-iuid-madou-gh-nizhnievartovska-dietskii-sad-32-brusnichka"
    ["file_id"] => string(6) "178801"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424881734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства