Консультация для родителей на тему: «Как воспитать трудолюбие»
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать трудолюбие»
Личность ребенка формируется под влиянием всего образа жизни семьи, тех взаимоотношений, которые сложились как между родителями, так и между другими членами семьи. И хотя нет и не может быть готовых рецептов воспитания, годных на все случаи жизни, родителям может помочь знание определенных, проверенных практикой приемов и методов его.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей на тему: «Как воспитать трудолюбие»»
Консультация на тему:
«Как воспитать трудолюбие»
Подготовила:
Федченко Ольга Леонидовна.
2023 г. Донецк
Консультация на тему: «Как воспитать трудолюбие»
Личность ребенка формируется под влиянием всего образа жизни семьи, тех взаимоотношений, которые сложились как между родителями, так и между другими членами семьи. И хотя нет и не может быть готовых рецептов воспитания, годных на все случаи жизни, родителям может помочь знание определенных, проверенных практикой приемов и методов его.
Искусство воспитания прежде всего предполагает максимальную согласованность целей и средств, форм и методов. Тут важно учитывать пол, возраст, характер, способности и возможности ребенка. В семейном воспитании принимают участие и мать, и отец, но их единое по целям и задачам деятельность должна осуществляться разными методами, так как психологические связи между детьми и каждым из родителей различны.
Формируя характер ребенка , необходимо хорошо знать сына или дочь. На первый взгляд, такое требование может показаться странным. Кому же, как не родителям, знать ребенка? Но давайте вернемся к повседневной практике. Разве не приходилось нам слышать, как иногда родители по поводу поведения или неожиданных поступков своих детей восклицают: « Как он мог так поступить!» , «Не думал, что моя дочь способна на такое!»
Вот практическое задание. Попробуйте проверить свои знания о сыне или дочери.
Любимое занятие
Отношение к труду( деском саду, дома, помощь взрослым и т.д).
Общественная активность ( какие поручения и охотно ли исполняет).
Каким увлечениям отдает предпочтение?
Кому стремится подражать и почему?
Главные, по вашему мнению, черты характера ребенка, в чем они проявляются?
Состояние здоровья.
Наверное, не все родители смогут дать подробный ответ на все поставленные вопросы. А разве можно воспитывать ребенка, не зная как следует его склонностей и интересов? Необходимо не только досконально знать все о жизни сына или дочери но и обращать внимание на особенности их здоровья, темперамента и т.д.
Отсутствие постоянного внимания к психологической индивидуальности ребенка может привести к промахам или неудачам в формировании позитивных черт его личности. Нужно учитывать мнение многих психологов, которые отмечают, что темперамент практически не поддается изменению.
Пассивности, склонность к свертыванию и прекращению деятельности, то есть лень, могут иметь в своей основе разные причины. Возникает вопрос, что такое лень? Результат ли это не правильного воспитания или врожденная особенность личности? Расслабление, покой время от времени необходимы всему живому для отдыха и восстановления сил. Но иногда это состояние , обусловленное физиологическими особенностями организма, вытесняет все остальное, становится самоцелью, то есть ленью. « Пиршество лени» является для некоторых людей любимым удовольствием.
Для того чтобы ребенок полюбил труд, воспитание не должно быть шаблонным и однотипным, а должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей.
Так, если ребенок неохотно берется за дело, но законченная работа доставляет ему большое удовольствие, если он радуется результатами своего труда, то надо акцентировать внимание именно на этом последнем факте и добиваться, чтобы предвкушение радости от выполненной работы служило стимулом к активности, к тому, чтобы быстрее и охотнее включаться в работу. Такому ребенку нельзя делать критические замечания, даже если работа выполнена не очень хорошо, а наоборот, надо разделить с ним радость и ее завершения.
Есть дети, которые охотно принимаются за дело, но быстро остывают и ничего не доводят до конца. Ясно, что к ним нужен другой подход. Тут важно правильно выбрать задание(не слишком трудное) и , поручив работу, постоянно контролировать ее выполнение для того, чтобы подбодрить, а иногда заставить ребенка не прекращать ее.
Приемов и методов воспитания множество, но самый малоэффективный из них- словесные увещевания, долгие нотации.
Давно замечено, что «человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но ленивец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней оставаться» . Сама жизнь ребенка должна быть организована так, чтобы он в меру своих сил , но постоянно, трудился. Это самый лучший метод воспитания основ трудолюбия.
Воспитание привычки к труду- дело не легкое, и не следует надеяться на быстрые результаты. Она вырабатывается в процессе труда , да и сам труд , если это действительно труд, а не игра, связан с волевыми и физическими усилиями, с преодолением неумения и сопровождается усталостью. Только научившись заставлять себя браться за дело, преодолевать собственную неумелость, ребенок станет работоспособным и будет получать удовлетворение от сделанного.
Начинать приобщение к труду надо с воспитания навыков самообслуживания. Необходимо изо дня в день терпеливо учить малыша самостоятельно одеваться ,убирать на место игрушки-до тех пор, пока он твердо не усвоит. Все это следует делать в доступной ребенку игровой форме. Так, вместо требования убрать в конце дня игрушки предложить « поставить машины в гараж», «положить мишку в постель». Нужно не только напоминать ребенку о необходимости убирать за собой игрушки, одежду в отведенное для этого место , но и помогать ему , пока не выработается привычка делать это самостоятельно.
Очень важно вовремя поощрить , похвалить ребенка за выполненную работу. Даже если она сделана не очень хорошо, нужно положительно оценить его старания , похвалить за проявленную инициативу. И уже потом ( а не тут же сразу) осторожно подвести сына или дочь к мысли , что работа выполнена не совсем удачно , подсказать и показать, как надо было сделать .Вовремя сказанное «спасибо», «молодец» окрыляет, вызывает желание сделать лучше и больше.
К тому моменту когда ребенок пойдет в первый класс, он должен быть готовым к тому, чтобы привычку к труду, воспитанную в быту, перенести на основную в школьный период деятельность –на учебу.