Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Как улучшить детскую память"»
КАК УЛУЧШИТЬ ДЕТСКУЮ ПАМЯТЬ?
(рекомендации для родителей)
Память создает добрые предпосылки для умственного развития ребенка. Она крайне важна и в житейской обстановке. Сам уровень памяти закладывается с первых лет жизни. Большинство исследований по проблемам особенности памяти детей с задержкой психического развития говорят о том, что у этих ребятишек уже в дошкольном возрасте наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долгосрочного. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания как наглядного материала, так и (особенно) словесного, что не может сказываться на его обучении и дальнейшей успеваемости в школе. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития - их низкая познавательная деятельность. Между тем, по мере взросления ребенка на передний план все больше выступает произвольная память, ведь очень важно, чтобы ребенок понимал то, что надо запомнить, а не запоминал автоматически при помощи зубрежки. Не умоляя значения наследственных факторов, отметим, что дети рождаются с различными способностями, в том числе и памятью. Сравним для этого двух одинаковых 3-х леток: один легко запоминает стишок, а с другим над этим стишком надо потрудиться. Тем не менее далеко не последнюю роль играет специально созданная обстановка в доме и поэтому перед родителями так же должна стоять каждодневная проблема - развивать память своего ребенка.
Для начала вспомним, что существуют различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная. Причем у ребенка - дошкольника превалирует зрительная память: то есть, то что он видит, он лучше и запоминает. Но надо знать и главную особенность дошкольной памяти- если даже ребенок и запомнил быстро, то он и так же быстро может все и забыть, если не повторять заученное. Поэтому необходимо постоянно тренировать память ребенка.
Особо поговорим о зрительной памяти. Зачастую именно она является наиболее развитой у детей с нарушениями развития, но как бы хороша она не была, настоятельно рекомендуем ее тренировать. С этой целью необходимо проигрывать дома такие игры и упражнения, как «Запомни узор», «Нарисуй такой же», «Чем отличаются предметы, картинки?», «Что ты увидел смешного? (в шуточных иллюстрациях), «Что перепутал художник?», «Чего не бывает на свете?» (помните, работа с «перепутанницами» ведет к повторению, усвоению прочных знаний и сознательному запоминанию).
Все эти игры и упражнений подбираются в специальных детских книгах, раскрасках, поэтому старайтесь их почаще покупать вашему ребенку.
Но и сама ваша квартира представляет массу возможностей для тренировки памяти ребенка. «Чего не стало?» - эта распространенная игра очень нравится детям, Мы убираем существенную деталь, к примеру, из кухни (хлебницу) и задаем этот вопрос ребенку. Более сложный вариант таких упражнений заключается в игре «Что изменилось?». Ту же хлебницу мы оставляем на кухне, но помещаем совершенно в другое место, которое ребенок должен определить. Подобные игры проводятся на балконе, в ванной комнате, либо в любой другой.
Есть еще интересная игра, где участником будете вы сами. Игра называется «Миллион изменений». Суть ее заключается в следующем: играющий выходит за дверь и что-то изменяет в своем внешнем виде (снимает часы, сережки, носок, меняет прическу и прочее), все оставшиеся в комнате должны определить, что же изменилось во внешнем виде игрока. Когда игра станет привычной, можно ее усложнить: играющий ничего в себе не меняет чисто физически, но вносит в выражение лица или позы что-то новое. Развивать зрительную память необходимо постоянно и в ситуациях каждодневного бытия, например: «В чем сегодня наш папа пошел на работу?», «В какой книжке ты видел подобные иллюстрации?», «Где у нас в квартире лежат эти вещи?» и т.д.
Теперь немного о слуховой памяти. Слуховая память, как правило, тренируется во взаимосвязи со зрительной: читают ребенку сказку и показывают иллюстрации. С одной стороны - это хорошо, и такую деятельность надо продолжать, потому что таким образом легче удержать детский интерес. С другой стороны крайне важно направить родительское внимание на развитие только слуховой памяти, ведь в будущем - ученику, студенту и просто труженику, нужен будет достаточный уровень развития слуховой памяти.
Вот несколько упражнений, рекомендаций в этой связи:
Слушание записей старых добрых сказок, стихов, шуток, мультфильмов. Это, конечно, менее интересно, чем смотреть сказки и мультики по телевизору, и к сожалению, телевидение вытеснило другие формы подачи детского информационного материала, и дети пассивно созерцают все, что нужно, а порой и не нужно. Важно же то, что при слушании ребенок подключает и воображение, пытается представить себе героев сказки, додумывает этот образ, прислушивается, становится более внимательным.
Разучивание стишков на слух. Это еще один способ развития слуховой памяти. Для этого не надо длинных стихов. Полезны будут произведения детских классиков. Для детей 3-4 лет это, бесспорно, стихи А. Барто «Игрушки» («Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и другие). А для детей постарше - стихи С. Маршака, К. Чуковского, и конечно, А. Пушкина. Но при этом помните, что ребенку с задержкой психического развития необходимо более длительное время для запоминания даже короткого стихотворения, и необходимо повторить это стихотворения ни раз, ни два, а все двадцать раз, чтобы он его, наконец, запомнил.
Прибаутки и шутки. Это неисчерпаемый кладезь и для памяти и для нравственности и для понимания народной мудрости. Здесь имеются ввиду: потешки, песенки, кричалки, перепутанницы, скороговорки, поговорки. Они, как правило, короткие по содержанию, емкие по смыслу, да и очень легко запоминаются.
Мы рассказчики. Наконец, развивает память пересказ прочитанного, но только без принуждения. Очень хорошо совместно начать пересказывать, или осуществлять пересказы в лицах: -Давай, сегодня я буду колобком, а ты - лисой! Может быть, и нет резона пересказывать всю сказку, а лучше предложить ребенку вспомнить после чтения ту или иную часть ее (эпизод), который больше всего понравился. Несомненно, остается лишь одно - память ребенка надо развивать в естественной обстановке, не используя видимого давления на него. И результат обязательно будет.