Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Как слушать музыку с ребенком?"»
«Как слушать музыку с ребёнком?»
Беседа для родителей
Цель:
1.Раскрыть многогранность слушания музыки в разностороннем развитии детей.
План:
1.Музыка и личность.
2.Музыкальные способности детей дошкольного возраста.
3.Виды музыкальной деятельности.
4.Роль семьи в музыкально-эстетическом развитии ребёнка.
5.Как слушать музыку с ребёнком.
Музыка и личность
Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а, видя и слыша, чувствовать. Следовательно, музыка развивает различные виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное) и памяти (зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную).
Музыка приучает ребенка к труду, воспитывает в нём терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, даёт особое видение окружающего мира. Музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств. Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо музыкальных способностей занятия музыкой развивают эмоции, совершенствуют личностные качества. Музыка развивает ребёнка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты.
Музыкальные способности детей дошкольного возраста.
Воспитание музыкальной культуры детей невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности. Б. М. Теплов в своей работе «Психология музыкальных способностей» выделил следующие музыкальные способности:
- ладовое чувство (проявляется в восприятии и лёгком узнавании мелодии);
- способность у музыкально-слуховым представлениям (проявляется в воспроизведении мелодии по слуху);
- музыкально-ритмическое чувство(проявляется в способности чувствовать музыкальный ритм и воспроизводить его).
Перечисленные способности являются «общими», т.е. необходимыми для осуществления любой музыкальной деятельности. Именно эти «общемузыкальные» способности в сочетании с умением чувствовать содержание музыки представляют собой музыкальность. Музыкальные способности детей проявляются индивидуально: у одних они ярко выражены, у других – нет. Но это не следует считать доказательством отсутствия у ребёнка музыкальных способностей. Музыкальные способностиразвиваютсяв музыкальной деятельностиЧем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития.
Виды детской музыкальной деятельности.
Музыкальная деятельность ребёнка – дошкольника включает в себя активное восприятие(слушание музыки), развивающее эмоциональную отзывчивость на музыку, посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, — пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, а также музыкально–игровое творчество. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Чувство ритма формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют ребенку глубже откликнуться на музыку, смену её настроений, как бы «пропустить её через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только в музыкальной, но и в других видах деятельности. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные и творческиезадания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.
Роль семьи в музыкально-эстетическом развитии ребёнка
Формирование основ музыкальной и общей культуры, эмоциональной и нравственной сферы ребёнка предполагает взаимодействие педагогов (музыкального руководителя и воспитателей) и родителей при организации музыкальной деятельности детей. Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. Ребёнку передаётся отношение родителей к музыке. Если взрослые заинтересованно слушают какое-либо произведение вместе с ребёнком и выражают своё отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируются его вкус и привязанности. Чтобы ребёнку было легче воспринять музыкальный образ, полезно привлекать различные виды искусства – литературу, живопись и т.д. Таким образом, родителям можно посоветовать следующее:
- беседуйте с ребёнком о различных музыкальных впечатлениях, полученных на музыкальных занятиях, концертах, спектаклях;
- посещайте вместе театры, концерты, выставки;
- собирайте детскую фонотеку разных жанров;
- создайте дома условия для элементарного детского музицирования (муз. игры, игрушки);
- посещайте мероприятия ДОУ, покажите ребёнку, как важны для Вас его успехи.
Ориентируйтесь на чувства и эмоции ребёнка.
Как слушать музыку с ребёнком.
Внимание ребёнка к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1 – 2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами – в течение 5 – 7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, от его физического состояния. Заранее подготовьте аппаратуру и диск, определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы в доме было тихо и в комнату, где будет проходить прослушивание музыки, никто не входил. Пригласите ребёнка слушать музыку. Можно позвать также и кого-то из членов семьи. Слушать музыку нужно сидя, удобно расположившись. Когда? Выберите удобное для ребёнка и взрослых время в течение дня (когда ребёнок не увлечён игрой, не возбуждён приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучшее время – после завтрака или дневного сна. Доверяйте ребёнку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка – самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и туже пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребёнок очень мал, но практика доказала: Он слышит, слушает и хочет слушать!
Музыкальные произведения для слушания дома:
- П. Чайкойский «Танец маленьких лебедей»;
- П.Чайковский, пьесы для фортепиано из «Детского альбома»; - Ж. Рамо «Курица»;
- П.Чайковский «Марш», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»;
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Консультация по инновационной деятельности Чистая речь с раннего возраста (консультация для родителей детей раннего возраста)"
["seo_title"] => string(126) "konsultatsiiapoinnovatsionnoidieiatielnostichistaiariechsrannieghovozrastakonsultatsiiadliaroditielieidietieirannieghovozrasta"
["file_id"] => string(6) "324419"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1462461795"
}
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
["file_id"] => string(6) "529998"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1575373474"
}
}