kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей « Игры и задания для развития лексики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В подготовительной группе наряду с наглядными методами большой

удельный вес имеют методы, опирающиеся на словесные объяснения.

Значительное место уделяется такому приему работы, как  вопрос. Ставя

перед детьми те или иные вопросы, воспитатель не просто добивается

воспроизведения заданий, а учит обобщать, выделять главное, рассуждать.

Вопросы типа: «Можно ли так сказать?» и др. воспитывают у ребенка

внимание, интерес к слову, потребность в правильном его использовании.

При этом взрослому не следует спешить со своей оценкой. Пусть дети

подумают, не спеша, обсудят, какой ответ был правильнее. В ответ на

вопрос: «Почему ты думаешь, что так можно сказать?» или «Скажи детям,

как ты это понимаешь?» и т.п. как можно больше детей должны иметь

возможность высказать свое мнение.

Показать полностью
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей « Игры и задания для развития лексики»»

Консультация для родителей

« Игры и задания для развития лексики»

Основными задачами словарной работы являются обогащение словаря,

его закрепление и уточнение, активизация. Все эти задачи взаимосвязаны.

Однако в старшем дошкольном возрасте, когда накоплен в основном

достаточный запас слов, задача уточнения и активизации словаря выступает

как ведущая. В словарной работе важно не только увеличивать объем

пассивного словаря, то есть количество понимаемых ребенком слов, но и

активизировать употребление ребенком как можно большего числа

разнообразных слов в его собственной речи. Только при этом условии будет

совершенствоваться умение полно и точно выражать свои мысли, повысится

эффективность речевого общения.

Решение данных задач осуществляется в основном в форме лексических

упражнений. Рекомендуется шире использовать словесные дидактические

игры на уточнение, систематизацию и активизацию словаря, формирование

умения правильно употреблять слова.

В подготовительной группе наряду с наглядными методами большой

удельный вес имеют методы, опирающиеся на словесные объяснения.

Значительное место уделяется такому приему работы, как вопрос. Ставя

перед детьми те или иные вопросы, воспитатель не просто добивается

воспроизведения заданий, а учит обобщать, выделять главное, рассуждать.

Вопросы типа: «Можно ли так сказать?» и др. воспитывают у ребенка

внимание, интерес к слову, потребность в правильном его использовании.

При этом взрослому не следует спешить со своей оценкой. Пусть дети

подумают, не спеша, обсудят, какой ответ был правильнее. В ответ на

вопрос: «Почему ты думаешь, что так можно сказать?» или «Скажи детям,

как ты это понимаешь?» и т.п. как можно больше детей должны иметь

возможность высказать свое мнение.



Игры и задания для развития лексики

1.Развитие ассоциаций.

Говорим ребенку по 1 слову и просим назвать в ответ первое слово, которое

вспомнит (пришло в голову)

Например: Стол, посуда, дерево, бабочка, заяц, смелость, цвет.

Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, почему ты вспомнил именно это

слово?»

2. Классификация предметов по картинкам.

Предлагаются картинки и дается задание разложить их на 2 группы

(критерий классификации не называется). Например: овощи и фрукты.

3. Игра «Найди лишний предмет»

Предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает

предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие

предметы. Ребенок показывает (убирает) «лишнюю» картинку и объясняет,

почему убрал именно ее.

(Можно использовать картинки предложенные выше)

4. Игра «Назови лишнее слово» - Среди имен существительных

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; - Среди имен прилагательных.

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Желтый, красный, сильный, зелёный; - среди глаголов

Думать, ехать, размышлять, соображать;

Бросился, слушал, ринулся, помчался;

5. Объяснить, чем отличаются предметы ( с использованием картинок)

Например:

Чашка и стакан.

Яблоко и груша.

Помидор и тыква.

Кофта и свитер.

Стул и кресло.

Грузовик и легковая машина.

Самолет и птица.

Береза и дуб.

6. Игра «Пара к паре» (подбор слов по аналогии)

Предлагаем подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов,

просим объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы – время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина – мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол – скатерть, пол (мебель, доски, ковёр).

7. «Назови только…»

Назови слова, которые обозначают диких животных:

Лиса, волк, собака, заяц.

Назови слова, которые обозначают овощи:

Лук, репа, апельсин, картофель.

8. Назови следующей слово (смысловые ряды).

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга - …

Квадрат – куб, книга - …

Птица – яйцо, растение - …

Хорошо – лучше, медленно - …

Огонь – пожар, вода - …Зерно – амбар, деньги - …

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение

(потоп), кошелёк (или банк), кран, босой, лечение, щенок, дом, шнурок,

осень.

9. Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: кнопка. - для прикрепления бумаги к доске; -сдать в металлолом; - провести маленький круг; - положить на стол и т.д

Слова: гвоздь - …, ботинок- …, помидор- …, шнурок-…, одеяло- ….

10. Игра «Назови части»

Можно выполнять задание с опорой на картинку, позже – по представлению.

Показываем картинку (или предлагаем представить предмет) и назвать его

части.

Например: кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы,

шерсть.

Грузовик - …, дом - …., дерево - …, часы - ….

11. Отгадай предмет по названию частей.

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (Грузовик)

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница,

квартиры, чердак (дом).

12. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов.

Предлагается несколько картинок, из которых нужно выбрать нужную. - Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами

Он на севере живет, вместо сена мох жует. - Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы.

13. Игра «Найди по описанию»

Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить

подмечать ведущие признаки предметов.

Детям сообщить, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой

формы, сделанного из резины». Дошкольники узнают предмет по описанию,

запоминая не только название предмета, но и его признаки.

14. Упражнение «Подбери нужное слово»

Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным

определениям подходящие слова.

Мокрый; тяжёлый; радостный.

Светит; пишет; висит.

15. Упражнение «Кто как кричит»

Цель: уточнить названия действий животных.

кошка – мяукает, а корова …

16. Упражнение «Запомни и назови»

Цель: развивать активный словарь детей.

Детям в определённом порядке показывались картинки с изображением

фруктов (не более 5). Затем картинки убирались. Дети воссоздавали

увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша,

яблоко.

17. Упражнение «Что это?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова,

обозначающие обобщенные понятия.

Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым

повторить его полностью. Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк,

незабудка - это.

18. Упражнение «Какой?»

Цель: развитие словаря признаков.

Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой,

зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый,

тёмный, зимний, дремучий).

19. Упражнение «Скажи правильно»

Цель: развитие глагольного словаря.

Машина (ехать) заяц (прыгать) и т.д.

20. Упражнение «Исправь ошибку»

Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а

врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр

летает и т. д.

21. Игра «Упрямые дети»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё

наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать

«закрыл».

Отъехал – приехал, вылетел – залетел, и т. д.

22. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Например, взрослый говорит: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечает:

«Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).

23. Игра «Назови ласково»

Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным

значением.

блюдце - …, овца - …, собака - …, белка - … .

24. Игра «Большой - маленький» (Великаны и карлики)

Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и

ласкательным значением: замок - …, мяч - …, стул - …, заяц - … .

25. Упражнение «Что приготовим?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от

существительных.

Из яблока - яблочное повидло.

26. Упражнение «Какой?»

Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные.

Огурец зелёный, а помидор (какой).

27. Упражнение «Что из чего?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от

существительных.

из соломы -, из шерсти – … .

28. Упражнение «Чей хвост?» (Чья лапа. Чьё ухо.)

Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от

существительных.

у кита - …, у волка - …, у барсука - …, у белки -… Усвоение лексической

сочетаемости слов.

29. Упражнение «1,2,5»

Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 6 тетрадь тетради

тетрадей

30. Упражнение «Один - много»

Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и

правильно употреблять их в предложении. Это лимон, а это …. лимоны.



Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него

грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую

родители могут и обязаны решать ежедневно. Даже если речь ребёнка

развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам,

родителям и в этом случае не стоит устраняться от процесса речевого

воспитания. Как проводить домашние занятия по развитию речи? Поводом и

предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой

предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки,

настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и

картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком.

Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при

этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается

активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать

речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в

партнёрские отношения; сопереживать).

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты

приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему игры на

обогащение словаря:

  • «Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? (винегрета?, кухонного шкафа?,

плиты?.). Называйте свойства предметов (цвет, форму, размер, вкус)

продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.).

Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился

салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?»

и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю»,

«обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите

его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь

по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее

и естественнее.

  • «Угощаю».

Вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет

«вкусные» слова и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему до тех пор, пока

все не «съедите». Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие

слова.

По дороге из детского сада (в детский сад):

  • «Я заметил»

Давай проверим. Кто из нас внимательный. Будем называть предметы,

мимо которых мы проходим ; а еще обязательно укажем – какие они. Вот

почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и

взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

  • «Доскажи словечко».

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её: «Ворона каркает, а

воробей …(чирикает); сова летает, а заяц …(бегает, прыгает) и т.п.»

Полезно также проводить разнообразные наблюдения за погодой,

сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными,

людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать,

обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова

следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно

выговаривать их.

Итак, для того чтобы Ваш ребёнок имел богатый словарный запас, надо

проводить следующую работу:

- Много рассказывать и показывать детям.

- Читать им художественную литературу.

- Обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают.

- В повседневной жизни закреплять и расширять употребление обобщающих понятий – овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда и т.д.

- Задавать ребёнку различные вопросы: кто?, что?, что делает?, какой? и т.

Обращаясь к ребёнку, Вы побуждаете его отвечать, а он имеет

возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей « Игры и задания для развития лексики»

Автор: Гурьянова Н.Г.Акулина О.Н.

Дата: 18.01.2025

Номер свидетельства: 663737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Консультация для родителей на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»"
    ["seo_title"] => string(79) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_rechevaia_podgotovka_detei_k_shkole_v_seme"
    ["file_id"] => string(6) "566221"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607516816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Консультация для педагогов «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_vzaimosviaz_raboty_logopeda_i_vospitatelia_v_logope"
    ["file_id"] => string(6) "615058"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665902786"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Организация работы кабинета английского языка "
    ["seo_title"] => string(52) "orghanizatsiia-raboty-kabinieta-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "148306"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419656327"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства