Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика для дошкольников"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тат. Каргалинская СОШ»
Консультация для родителей на тему:
«Дыхательная гимнастика для дошкольников».
Выполнила: Шарипова Л.Х.
с. Татарская Каргала 2019 год
Дыхание – это основа основ, без него нет жизни. Тем не менее, очень мало людей умеют действительно правильно дышать, использовать весь объем своих легких и представлять в распоряжение организма достаточное количество кислорода.
Дыхательная гимнастика – система специально подобранных физических упражнений для дыхательной мускулатуры, обеспечивающих совершенствование биохимики дыхания и газообмена. Она позволяет расширять энергетические возможности организма и его физическую работоспособность, экономизировать деятельность аппарата дыхания и кровообращения, укреплять дыхательные мышцы грудной клетки и диафрагмы, улучшать деятельность органов брюшной полости, а также повышать или понижать возбудимость центральной нервной системы.
Дыхательной гимнастике уделяется большое внимание как важнейшему фактору оздоровления организма. На оздоровительное и общеукрепляющее значение культуры дыхания указывал еще Аристотель, который утверждал, что дыхание – это жизнь. Системы тренировки дыхания были созданы в древнем Китае, Индии, Греции, Риме. С использованием основных элементов этих систем к настоящему времени разработаны сотни различных методик дыхательной гимнастики, для которых общим является направленность на тренировку отдельных звеньев аппарата дыхания, расширение их резервных возможностей и оказание профилактического воздействия.
Однако необходимо иметь четкое представление о правильном дыхании, чтобы вовремя заметить возможные его нарушения и устранить их при помощи определенных упражнений.
В методических рекомендациях дана характеристика основных типов дыхания, разнообразных видов дыхательных упражнений, описаны способы управления дыханием при физических нагрузках. Авторами приведен широкий перечень различных комплексов дыхательных упражнений и систем, в том числе и нетрадиционных (дыхательная гимнастика йогов, дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, дыхательная гимнастика по методу К.П. Бутейко и др.). Информация, изложенная в методических рекомендациях, несомненно, будет полезна всем, кто интересуется вопросами укрепления и поддержания здоровья аппарата дыхания.
Однако нельзя и злоупотреблять дыхательными упражнениями. Так, например, чрезмерное учащение и углубление дыхания может повлечь за собой нежелательные последствия – слабость, головокружение и даже обморок. Также следует отметить, что дыхательные упражнения нужно проводить на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении, в противном случае дыхание загрязненным воздухом приведет к снижению умственной и физической работоспособности.
Значение дыхания, типы дыхания
Дыхательной системе принадлежит важная роль в регуляции жизнедеятельности и здоровья человека. Главная функция дыхания – газообмен. Легкие снабжают кровь кислородом и выводят образуемый в организме углекислый газ. Процесс дыхания зависит от согласованной работы дыхательных мышц. Правильное дыхание положительно сказывается на всех функциях человеческого организма, а его тренировка с успехом может применяться для восстановления и укрепления здоровья. Механизм вдоха и выдоха выполняется автоматически, без участия сознания. Однако мы можем и сознательно управлять дыхательными движениями, что и используется в дыхательных упражнениях.Формируются дыхательные упражнения из таких компонентов, как частота и глубина дыхания, продолжительность вдоха, выдоха и дыхательной паузы, направления потока вдыхаемого и выдыхаемого воздуха через нос или рот, искусственное сопротивление воздушному потоку и т.д. Они и определяют эффект дыхательных упражнений.Процесс дыхания осуществляется при участии диафрагмальной и межреберных мышц. В зависимости от того, какие мышцы задействованы в этом процессе, различают четыре типа дыхания: верхнее, среднее, нижнее и полное дыхание.
Верхнее (ключичное) дыхание характеризуется тем, что при поверхностном вдохе движется в основном ключицы и плечи, а воздух заполняет только верхнюю часть легких. Грудная клетка и живот при этом остаются почти неподвижными. Верхнее дыхание иначе называется еще «поверхностным». Этот тип дыхания является не продуктивным, поскольку при нем большая часть легких мало вентилируются.
Среднее (грудное или реберное) дыхание характеризуется тем, что в момент вдоха грудная клетка расширяется вперед и в стороны, а ребра раздвигаются, диафрагма сокращается и поднимается вверх. При таком типе дыхания наполняются воздухом в основном средняя часть легких. Это дыхание также малоэффективно, поскольку в легких не происходит вентиляции в полном объеме.
Нижнее (брюшное) дыхание. Этот тип дыхания иначе называется «диафрагмальным», поскольку в нем основную роль играет диафрагма. При таком дыхании в момент вдоха живот втягивается обратно. При нижнем дыхании включаются в процесс газообмена в основном нижние отделы легких.
Нижнее дыхание, как наиболее глубокое, занимает важное место в восточных методиках оздоровления, поскольку положительно воздействует на работу пищеварительной системы, укрепляет мышцы живота, позволяет расслабиться и сосредоточиться.
Полное (объединенное) дыхание традиционно считается самым правильным и физиологически оптимальным. Оно включает в себя все три предыдущих типа дыхания. При полном дыхании вдох обязательно производится через нос, выдох – через нос или рот. Работают мышцы живота, грудной клетки, поднимаются и опускаются ключицы.
Полное дыхание приводит в движение весь дыхательный аппарат. Полностью вентилируются легкие, значительно увеличивается газообмен, успокаивается нервная система, регулируется и замедляется частота пульса, снижается кровяное давление, стимулируется обмен веществ, повышается сопротивляемость организма.
Главное – освоить полное дыхание, для чего необходимо научиться выполнять все типы дыхательных упражнений.
Особенности дыхания детей.
Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит, вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи: повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Как проводить гимнастику с дошкольником
Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приема пищи.
Важно, чтобы занятия были проведены в интересной игровой форме.
Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.
Полезно выполнять упражнения на улице в теплое время года, на свежем воздухе.
Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.
Заниматься нужно в легкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 С.
Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребенком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.
Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.
Техника выполнения дыхательных упражнений
В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников – специальные статические и динамические дыхательные упражнения. А в основе самих дыхательных упражнений лежит управление с удлиненным и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребенка. Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки ( а-а-а, о-о-о, у-у-у), шипящие согласные ( ж, ш ) и сочетания звуков ( ах, ха, фу, ух). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме ( жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т.д.
Как правильно выполнять упражнения
Чтобы они были действительно полезными, необходимо выполнять их правильно: - вдох производится через нос; - плечи ребенка остаются в спокойном состоянии ( не поднимаются); - выдыхать воздух следует плавно и длительно; - щечки ребенка не должны раздуваться ( можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).
Немедленно прекращайте выполнять упражнения, если ребенок: - дышит слишком часто; - резко побледнел или покраснел; - жалуется, что у него онемели ручки и ножки; - начали дрожать кисти его рук. Возможно, произошла гипервентиляция легких. В этом случае попросить ребенка сложить ладошки «лодочкой», «окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).
Комплекс дыхательных упражнений
«Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
«Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
«Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
«Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх,хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
«Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
«Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторитьдо 5 раз.
«Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребенок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
«Бегемотик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдохи выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
«Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
«В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
«Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
«Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
«Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь,голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ёжиком затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три - пять раз.
«Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
«Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимоследить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
«Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
«Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
«Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
«Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 разподряд
«Регулировщик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
«Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
«Поединок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол"- вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
«Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с ребенком за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
«Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
«Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
«Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
«Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
«Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.
«Ныряльщики за жемчугом»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.