kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей: "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена условиям семьи, ни идентифицирована с ними.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"»





АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ

ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ

В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ














Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена условиям семьи, ни идентифицирована с ними.

Особенностями дошкольных учреждений являются,

во-пер­вых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие до­школьные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспиты­вающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.

Во-вторых, определенные педагогичес­кие стандарты в подходах к детям несколько сковывают инди­видуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Оп­ределенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение соци­альная адаптация.

Термин «адаптация» означает при­способление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в опре­деленном климате. Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания — рыбы живут в воде, птицы — в воздухе, а че­ловек, кроме приспособления своего

организма к климато-географическим условиям (что определяется термином «биологическая адаптация»), должен обладать способностью приспособ­ления к условиям социальным.

У человека существует специаль­ная функциональная система адаптационных механизмов, осу­ществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.

Итак, свойство приспособления создает условия для наибо­лее оптимального существования организма. Если человек здоров, у него хорошая эмоциональная реакция, он, как говорится, до­волен жизнью, такое состояние определяется как физиологичес­кая адаптация. Но вот возникает необходимость какого-то из­менения (человек идет в гору, у него учащенное дыхание и сердце­биение или он попадает в изменившиеся социальные условия).

Заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции напряжения. Это состояние обозначается как напряженная адап­тация. Если при этом не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, т. е. реак­циям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.

При превышении адаптационных возможностей функциональ­ные системы начинают работать в неблагоприятных режимах — это форма патологической адаптации.

Болезнь — типичное прояв­ление патологической адаптации. Так называемая реакция стресса возникает при превышении возможностей системы адаптационных механизмов. В зависимости от того, какая система наиболее за­интересована в реакции стресса, различают болевой стресс, пси­хический или эмоциональный.

Под адаптационными возможностями ребенка понимается сама сущность его существования — процесс развития организма и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. Адап­тационные механизмы на определенном уровне обеспечивают нор­мальное развитие будущего ребенка с момента оплодотворения яйцеклетки и формирования зиготы. С этого же периода воз­можны как возмущающие воздействия, так и реакции их пре­одоления.


Как же формируются у ребенка способности к адаптации? В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития?

Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутроб­ного к внеутробному существованию требует коренной пере­стройки в деятельности всех основных систем организма — крово­обращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к мо­менту рождения иметь возможность осуществить функциональ­ную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действи­тельно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готов­ности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации, по мере того как он знакомится с окружающей средой. Это проис­ходит одновременно с формированием всей системы высшей нерв­ной деятельности и психики и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, привычных для условий семьи.

Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды — обстановка (ин­терьер группы), незнакомые взрослые, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении. Возрастная незрелость системы адап­тационных механизмов высшей нервной деятельности, а значит, и психической сферы ребенка приводит при изменении среды к пси­хическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональ­ном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть со сверстниками и т. д.). Воз­никают и сдвиги в других функциональных системах — вегетативной (изменяются температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче и т. д.), в системе реактивности (снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию ребенка).

В настоящее время всех волнует вопрос заболеваемости де­тей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях. Ана­лиз этой заболеваемости показывает, что дети в основном бо­леют в первые два месяца после поступления в дошкольное учреждение, т. е. находясь в периоде острой адаптации.

Таким образом, ребенок вступает в фазу постнатального он­тогенеза с определенным уровнем функциональной активности адаптационных механизмов, зависящим от трех групп факторов:

1) общей экологии (загрязнение окружающей среды);

  1. социальной экологии (профессиональные вредности у мате­ри, ее курение, алкоголизм, неправильное питание);

  2. повреждающих воздействий в критические периоды бере­менности и в родах.

Степень тяжести этих воздействий сказывается особенно от­четливо на развитии ребенка и состоянии его здоровья в тече­ние первого года жизни. При умеренной степени тяжести и пра­вильном уходе за ребенком его компенсаторные возможности по­зволяют преодолеть исходное неблагополучие. Отягощающими факторами являются заболевания периода новорожденное™ и первых трех месяцев жизни, раннее искусственное вскармливание или интернатное содержание ребенка. При большей выраженности перечисленных факторов все функциональные возможности ре­бенка, в том числе и адаптационные, не достигают оптималь­ного уровня значительно дольше, на протяжении раннего, до­школьного, а иногда и школьного возраста.

В отношении адаптационных возможностей существует два понятия — срочной и долговременной адаптации. Это фактически два этапа одного процесса.

Важнейшая черта этапа срочной, но несовершенной адапта­ции состоит в том, что деятельность организма протекает на пределе его функционального резерва, причем далеко не всегда в полной мере обеспечивается необходимый адаптационный эф­фект.

Последующий этап совершенной долговременной адаптации протекает постепенно, в результате длительного или многократ­ного действия на организм факторов окружающей среды.

В итоге постепенного количественного накопления каких-то изменений организм приобретает новое качество — из неадап­тированного превращается в адаптированный. Переход от сроч­ного, во многом несовершенного этапа к долговременному зна­менует собой узловой момент адаптационного процесса, так как именно этот переход делает возможной постоянную жизнь ор­ганизма в новых условиях, расширяет сферу его обитания и сво­боду поведения в меняющейся биологической и социальной среде.

Проблема морфофункциональной и психологической готовнос­ти детского организма к требованиям и условиям воспитания и обучения крайне злободневна. Значимость этой проблемы чрезвы­чайно возрастает в период резких переходов ребенка от одно­го этапа воспитания и обучения к другому (семья — дошколь­ное учреждение — школа — послешкольное образование). Воз­можность ребенка без неблагоприятных последствий перенести первый этап экологического перенапряжения (семья — дошколь­ное учреждение) во многом определяет и характер течения по­следующих.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для родителей: "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"

Автор: Алдошина Елена Сергеевна

Дата: 28.03.2019

Номер свидетельства: 505132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»"
    ["seo_title"] => string(65) "konsultatsiia_dlia_roditelei_adaptatsiia_rebenka_v_detskom_sadu_3"
    ["file_id"] => string(6) "566348"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607575155"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Консультация для родителей по инновационной деятельности на тему «Адаптация в детском саду»"
    ["seo_title"] => string(102) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_na_tiemu_adaptatsiia_v_dietskom_sadu"
    ["file_id"] => string(6) "344665"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474346789"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к детскому саду""
    ["seo_title"] => string(74) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-kak-podghotovit-riebienka-k-dietskomu-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "310723"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459089333"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Консультация для родителей "Первый раз в детский сад""
    ["seo_title"] => string(50) "konsultatsiiadliaroditielieipiervyirazvdietskiisad"
    ["file_id"] => string(6) "339068"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1470910837"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Консультация для родителей младших дошкольников на тему: " Адаптация детей в детском саду"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_mladshikh_doshkolnikov_na_temu_adaptatsiia_detei_v_"
    ["file_id"] => string(6) "593449"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638630330"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства