Консультация для родителей: "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"
Консультация для родителей: "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена условиям семьи, ни идентифицирована с ними.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"»
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ
ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ
В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена условиям семьи, ни идентифицирована с ними.
Особенностями дошкольных учреждений являются,
во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.
Во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.
Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация.
Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в определенном климате. Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания — рыбы живут в воде, птицы — в воздухе, а человек, кроме приспособления своего
организма к климато-географическим условиям (что определяется термином «биологическая адаптация»), должен обладать способностью приспособления к условиям социальным.
Учеловека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.
Итак, свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Если человек здоров, у него хорошая эмоциональная реакция, он, как говорится, доволен жизнью, такое состояние определяется как физиологическая адаптация. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек идет в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение или он попадает в изменившиеся социальные условия).
Заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции напряжения. Это состояние обозначается как напряженная адаптация. Если при этом не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, т. е. реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.
При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах — это форма патологической адаптации.
Болезнь — типичное проявление патологической адаптации. Так называемая реакция стресса возникает при превышении возможностей системы адаптационных механизмов. Взависимости от того, какая система наиболее заинтересована в реакции стресса, различают болевой стресс, психический или эмоциональный.
Под адаптационными возможностями ребенка понимается сама сущность его существования — процесс развития организма и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. Адаптационные механизмы на определенном уровне обеспечивают нормальное развитие будущего ребенка с момента оплодотворения яйцеклетки и формирования зиготы. С этого же периода возможны как возмущающие воздействия, так и реакции их преодоления.
Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Вкакой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития?
Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма — кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации, по мере того как он знакомится с окружающей средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы высшей нервной деятельности и психики и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, привычных для условий семьи.
Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды — обстановка (интерьер группы), незнакомые взрослые, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов высшей нервной деятельности, а значит, и психической сферы ребенка приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть со сверстниками и т. д.). Возникают и сдвиги в других функциональных системах — вегетативной (изменяются температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче и т. д.), в системе реактивности (снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию ребенка).
В настоящее время всех волнует вопрос заболеваемости детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях. Анализ этой заболеваемости показывает, что дети в основном болеют в первые два месяца после поступления в дошкольное учреждение, т. е. находясь в периоде острой адаптации.
Таким образом, ребенок вступает в фазу постнатального онтогенеза с определенным уровнем функциональной активности адаптационных механизмов, зависящим от трех групп факторов:
1) общей экологии (загрязнение окружающей среды);
социальной экологии (профессиональные вредности у матери, ее курение, алкоголизм, неправильное питание);
повреждающих воздействий в критические периоды беременности и в родах.
Степень тяжести этих воздействий сказывается особенно отчетливо на развитии ребенка и состоянии его здоровья в течение первого года жизни. При умеренной степени тяжести и правильном уходе за ребенком его компенсаторные возможности позволяют преодолеть исходное неблагополучие. Отягощающими факторами являются заболевания периода новорожденное™ и первых трех месяцев жизни, раннее искусственное вскармливание или интернатное содержание ребенка. При большей выраженности перечисленных факторов все функциональные возможности ребенка, в том числе и адаптационные, не достигают оптимального уровня значительно дольше, на протяжении раннего, дошкольного, а иногда и школьного возраста.
В отношении адаптационных возможностей существует два понятия — срочной и долговременной адаптации. Это фактически два этапа одного процесса.
Важнейшая черта этапа срочной, но несовершенной адаптации состоит в том, что деятельность организма протекает на пределе его функционального резерва, причем далеко не всегда в полной мере обеспечивается необходимый адаптационный эффект.
Последующий этап совершенной долговременной адаптации протекает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов окружающей среды.
В итоге постепенного количественного накопления каких-то изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный. Переход от срочного, во многом несовершенного этапа к долговременному знаменует собой узловой момент адаптационного процесса, так как именно этот переход делает возможной постоянную жизнь организма в новых условиях, расширяет сферу его обитания и свободу поведения в меняющейся биологической и социальной среде.
Проблема морфофункциональной и психологической готовности детского организма к требованиям и условиям воспитания и обучения крайне злободневна. Значимость этой проблемы чрезвычайно возрастает в период резких переходов ребенка от одного этапа воспитания и обучения к другому (семья — дошкольное учреждение — школа — послешкольное образование). Возможность ребенка без неблагоприятных последствий перенести первый этап экологического перенапряжения (семья — дошкольное учреждение) во многом определяет и характер течения последующих.