Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Самообразование педагогов ДОУ"»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.
В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
В разных словарях параметры самообразования трактуют по-разному, выделяется 3 определения:
Самообразование– это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью.
Самообразование как постоянная деятельность педагога включает научно-исследовательскую работу по определенной проблеме, посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы, знакомство с работой своих коллег, работа с книгами, периодическими изданиями, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
Основными направлениями в системе самообразования
педагогов дошкольного учреждения могут быть:
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Примерный алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.В плане указываются:
название темы
цели
задачи
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия (с педагогами, родителями, воспитанниками), проводимые в процессе работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
Примерные варианты оформления плана по самообразованию
Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)
Выводы:
Каждое образовательное учреждение выбирает свой вариант плана по самообразованию. По окончанию работы над темой каждому педагогу рекомендуется провести анализ выполненной работы с выводами и рекомендациями для других педагогов.
Наряду с самостоятельным самообразованием педагога вДОУ применяются различные формы самообразования:
Семинары
Семинары-практикумы
Коллективные просмотры организованной образовательной деятельности
Педагогические советы
Консультации
Школа молодого воспитателя
Мастер-классы
Методические гостинные
Таким образом:
Очень важно, чтобы организация самообразования педагога не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты), а стала результатом усилий педагога в совершенствовании работы с воспитанниками, родителями, и способствовало росту профессионального мастерства.