kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей с использованием сказок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов

«Развитие связной речи детей с использованием сказок»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей с использованием сказок»»







ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ - САД № 273 ГОРОДА ДОНЕЦКА»











Консультация для педагогов

«Развитие связной речи детей с использованием сказок»

















Подготовила воспитатель:

Сорокина Н.О.







Донецк-2023

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем

обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления, как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и

воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В

настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности

ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в

различных областях работы с детьми. Сейчас многие воспитатели в своей

практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так

важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни.

Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в

волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение

являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития

дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает

нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказки в развитии речи создаётся коммуникативная

направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит

совершенствование лексико–грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально –чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется

формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о

предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок

начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело,

строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет

наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии

людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с

животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.


Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: Принцами, Царевнами и пр. Чем старше

становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной

ситуации, характерной для данного возраста, стараемся руководствоваться

эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на

развитие не только речи, но и его личности в целом.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении

ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях.

Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа

сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного

пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?

  • Во-первых, ребенок понимает, что

взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

  • Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для

разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь

трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

  • В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые

они поднимают:

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение -

результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник

сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказки ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему

так необходима. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания

сказочных образов, расширяется словарный запас. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные

общечеловеческие ценности. Сказка направлена на повышение детской

самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

- пересказывания сказок;

- рассказывания сказок от третьего лица;

- группового рассказывания сказок;

- рассказывания сказок по кругу;

-сочинения сказок.

В педагогической работе особая роль отводится просвещению родителей.

Воспитатели рассказывают о роли сказки в развитии речи и становлении

личности детей; консультируют по использованию сказки как средства

нравственного воспитания подрастающего поколения; разъясняют им о

значимости семейного чтения, подчёркивают его весомый вклад при

формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе

нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на

развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать

содержание и формы работы, использовать материал как в виде

непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах

для развития речи.

Сказка направлена на повышение детской самооценки, увеличение

словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

Игры и игровые приемы с использованием сказок

  • Определение лишнего слова.

Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать

нужное. Например: из ряда слов лиса, заяц, избушка, собака, петух - ребенок

определяет лишнее слово - избушка.

  • Составление словаря по сказке.

Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с

детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка«Колобок») и т.д.

В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются

уже сами объяснить их значение.

Сказка для ребёнка- это игра, волшебство, и не столь важен результат,

сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной

атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой

счастливого и здорового малыша.

В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми

сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы

поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать

трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы

повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что

очень важно при подготовке к школе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей с использованием сказок»

Автор: Сорокина Наталья Олеговна

Дата: 10.04.2023

Номер свидетельства: 629273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов на тему: «Развитие связной речи детей с использованием сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_ispolzovani"
    ["file_id"] => string(6) "612731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1662658661"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов на тему: «Развитие связной речи детей с использованием сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_ispolzova_1"
    ["file_id"] => string(6) "617641"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668712095"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Педагогический проект "Театр и дети" "
    ["seo_title"] => string(42) "piedaghoghichieskii-proiekt-tieatr-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "140189"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417889142"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства