kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов "Подготовка к обучению грамоте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Польза обучения по подготовке к грамоте для детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Подготовка к обучению грамоте"»

Консультация для педагогов

«Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»


Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые, сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т. д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ


Основная задача обучения грамоте в старшей группе — формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза:

жжук, жуук, жуК.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок — предмет, название которого ребенок должен разо-

брать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки — и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения и научить ими пользоваться: схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Воспитатель произносит слово с интонационным выделением первого звука, дети вслед за ним произносят слово так же, ведя указками по своим схемам и задерживая указки в первой клеточке. Затем воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово звучит как ммак, то «м», а если Кит, то «кь»), одновременно ставит в первую клеточку фишку. После этого, ведя

указкой под схемой, воспитатель интонационно выделяет второй звук, задерживая теперь указку во второй клеточке (слово произносит каждый раз полностью), называет второй звук изолированно (маак — «а», киит — «и») и фиксирует его фишкой. Так же выделяется третий звук. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета — серыми.

Воспитатель проводит звуковой анализ слова только на первом занятии, когда знакомит детей со всеми средствами его проведения. В дальнейшем они сами делают это с помощью воспитателя. Для этого к доске можно вызвать одного ребенка, который найдет все звуки слова. Можно вызывать на каждый звук по очереди: один находит первый звук в слове, фиксирует его фишкой и садится на место, другой — находит второй звук и т.д.

Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ и т.п.). Это мешает им при различении твердых и мягких согласных.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками: А, О, У, Ы, Э.

Дети узнают, что этим звукам ничто «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах: мак «а», лук — «у», дом — «о», лес — «э», кит — «и», дым - «ы». Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети с помощью воспитателя «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Полезно, чтобы воспитатель иногда «ошибался» и настаивал на том, что «необыкновенным» звуком в слове является, например, звук «л» или «с» и т.п. Пусть дети сами доказывают, почему это не так. Полученные таким активным путем знания прочно усваиваются дошкольниками. Найдя все шесть звуков, воспитатель говорит, что эти «необыкновенные» звуки, которые мы произносим громко, полным голосом, называются гласными звуками и, разбирая слова, обозначать их нужно не серой, а красной фишкой.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык. Например, при произнесении звуков «м», «м’» «мешают» губы; «с», «с’», «з», «з’» — «мешают» зубы и т.д. В форме загадок детям предлагается определять, что «мешает» произносить разные звуки. При этом воспитатель наряду с согласными звуками подбирает для загадок и гласные, закрепляя знания о них и приучая детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно протянуть, спеть (ммм), громко крикнуть (ррр), и этим они как бы напоминают гласные, но обязательно при произнесении их встречаются во рту преграды. Это является основной характеристикой согласных звуков. Сравнение звуков по их произнесению, которое нужно проводить в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.

Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев», поэтому воспитатель сразу вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большим братцем мы будем называть твердый согласный звук, а маленьким — мягкий согласный звук; твердый согласный будем обозначать синей фишкой, а мягкий — зеленой.

Далее, проводя звуковой анализ слов, воспитатель должен следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный» звуки.

В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки «ж», «ш» не имеют мягкой пары (маленького братца), а у звуков «й», «ч» нет твердой пары (большого братца).

В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дошкольники переходят к анализу четырехзвуковых слов разного состава: роза, слон, лист, аист, наук. Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяются их сходство и различия. Это помогает детям более уверенно ориентироваться в звуковой системе языка. Примерно в то же время картинки-схемы на столах заменяются схемами звукового состава слова, полосками бумаги без рисунков.

После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слоги ударный гласный звук, обозначить его фишкой на модели. Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком (если произнести его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов). Воспитатель дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.

Можно предложить дошкольникам произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком и учатся выделять его в слове. Дети составляют слова из фишек, обозначая гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

Важным моментом в работе является произнесение детьми слова с последовательным ударением на всех гласных и определение правильного ударения. Это позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок — замок). Важно, чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.

Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществляется на материале пяти слов типа мишка, слива, замок. В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах. На доске картина-схема заменяется полоской-схемой.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2—4 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для педагогов "Подготовка к обучению грамоте"

Автор: Федорова Надежда Николаевна

Дата: 24.09.2023

Номер свидетельства: 637179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Консультация для педагогов «Обучение грамоте дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(59) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_obuchenie_gramote_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "590731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636345541"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»"
    ["seo_title"] => string(66) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_podgotovka_detei_k_obucheniiu_gramote"
    ["file_id"] => string(6) "602705"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1647791818"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Консультация для воспитателей  «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте» "
    ["seo_title"] => string(113) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-uchimsia-ighraia-sistiema-ighr-i-uprazhnienii-po-obuchieniiu-dietiei-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "177627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424689364"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Консультация для педагогов «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_vzaimosviaz_raboty_logopeda_i_vospitatelia_v_logope"
    ["file_id"] => string(6) "615058"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665902786"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Консультация "Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_ispolzovanie_didakticheskogo_sinkveina_v_logopedicheskoi_rabote_s_"
    ["file_id"] => string(6) "499487"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549973892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства