Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Обучение грамоте дошкольников»»
Консультация для педагогов
«Обучение грамоте дошкольников»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи: определить задачи в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.
План
1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».
2. Компоненты процесса обучения грамоте.
3 Блиц – опрос по обучению грамоте.
4 Задачи по обучению грамоте.
5 Основные термины по обучению грамоте.
6. Звуковой анализ слов.
Структура НОД по подготовке к обучению грамоте.
7. Викторина «Знатоки по грамоте»
1Понятие «Подготовка к обучению грамоте». Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Уже в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты,
Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только
значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение
письменной речью.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является
подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к
обучению грамоте
Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и
воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать. Исходя из этого определения, считаю
правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
2 Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с.з.ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р);
Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
3 Блиц-опрос по обучению грамоте.
Вопросы для обсуждения:
А) Что включает в себя речевое развития по ФГОС ДО.
1 Овладенью речью как средством общения.
2 Обогащение активного словаря.
3 Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
4Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
5Развитие речевого творчества.
6 Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
7 Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Б) Что включает в себя развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха?
( - развивать речевое дыхание и речевое внимания;
- формировать правильное звукопроизношение;
- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);
- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);
- познакомить со слоговой структурой слова;
-учить определять количество слогов в словах;
- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);
- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов
В) Перечислите упражнения по обучению грамоте.
( Практическая часть)
Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).
Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).
Упражнения в умении проводить слого-звуковой анализ слов.
Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах. Познакомить с ударением.
Упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.
Г) Какая индивидуальная работа ведётся для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, обучения основам грамоты.
Индивидуальная работа:
учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;
-учить подбирать картинки на заданный звук;
-учить различать на слух гласные и согласные звуки;
учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;
-учить находить место звука в слове; учить анализу и синтезу 1-2-3-сложных слов
-обучать печатанию букв, слогов, слов
Д) Основные направления работы по развитию речи детей
1.Развитие словаря
2.Воспитание звуковой культуры речи
3.Формировнаие грамматического строя языка
4.Развитие связной речи:
а) Диалогическая речь (разговорная)
б) Монологическая речь (рассказывание)
5.Формирвание элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове)
6.Воспитание любви и интереса к художественному слову
4Задачи, реализуемые в процессе подготовки к обучению грамоте можно сформулировать следующим образом:
знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии) Четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.
Основные термины по обучению грамоте и их характеристика.
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Какие звуки называются согласными?
- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?
- Что такое слог? (правило)
- Что такое предложение? (правило)
Минутка отдыха.
Небольшая разминка для педагогов. Педагоги образуют круг, выполняя задание.
Встаньте те, у кого в имени есть звук Т.
Встаньте те, у кого фамилия состоит из 5 слогов.
Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук О.
Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог
Выйти тем, у кого в имени нет звука Б.
Отгадай шарады.
Первый слог — название ноты.
Второй слог — тоже название ноты.
Целое слово — овощ, растущий в стручках. (фасоль)
Начало деревом зовется,
конец-читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они. (Буквы)
Мой первый слог - предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
( «За-дача».)
Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
( «Кар-тина».)
Мое начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали,
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали.
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким.
(«С-порт».)
Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта,
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(«Я-блок-о».)
Мой первый слог - бумаг большая стопка.
Японцы из второго гонят водку.
А в целом - дерева стройнее
Не знает ни одна аллея.
(«Кипа-рис».)
НОД по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
Последовательности предъявления слов для звукового анализа:
слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
2. Произнеси слово по слогам
3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
6. Третий звук и т.д.
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько слогов?
- сколько согласных?
ВИКТОРИНА
Вопросы двум командам.
А
1 Чем отличается звук от буквы?
2 Назовите всегда мягкие согласные звуки.
3 Изобразите руками буквы С, Х, У, Р
4 Назовите количество букв в слове деньги.
5 Поделите слово парикмахерская на слоги.
6 Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
7Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.
8 Выполнить звуковой анализ слова ёлка и подобрать другие слова по данной схеме
Б
Чем отличается согласный звук от гласного.
Назовите всегда твердые согласные звуки.
Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.
Назовите количество звуков в слове якорь.
Сколько слогов в слове электричество?
Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
Выполнить звуковой анализ слова шишка и подобрать другие слова по данной схеме