kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов «Обучение грамоте дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Обучение грамоте дошкольников»»

Консультация для педагогов

«Обучение грамоте дошкольников»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи: определить задачи в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.

План

1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».

2. Компоненты процесса обучения грамоте.

3 Блиц – опрос по обучению грамоте.

4 Задачи по обучению грамоте.

5 Основные термины по обучению грамоте.

6. Звуковой анализ слов.

    Структура НОД по подготовке к обучению грамоте.

7. Викторина «Знатоки по грамоте»

     1 Понятие «Подготовка к обучению грамоте». Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Уже в средней группе детей приучают  интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и  красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»?   (ответы педагогов)

Грамота –  базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты,

Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только

значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение

    письменной речью.

    Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является    

    подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к    

    обучению грамоте

 Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и

воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать. Исходя из этого определения, считаю

правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

2 Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с.з.ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ),  соноров (л, р);

  •  Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

    3 Блиц-опрос по обучению грамоте.

    Вопросы для обсуждения:

    А) Что включает в себя речевое развития по  ФГОС ДО.

1 Овладенью речью как средством общения.

2 Обогащение активного словаря.

3 Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

4Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

5Развитие речевого творчества.

6 Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7 Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Б) Что включает в себя развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха?

( - развивать речевое дыхание и  речевое внимания;

-  формировать правильное звукопроизношение;

- побуждать проводить анализ  артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);

- познакомить с  понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».

- развивать речевой  слух (фонематического и фонетического восприятия);

- познакомить со слоговой структурой слова;

-учить определять количество слогов в словах;

- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов

В) Перечислите упражнения по обучению грамоте.

  ( Практическая часть)

Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).

Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).

Упражнения в умении проводить слого-звуковой анализ слов.

Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах. Познакомить с ударением.

Упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

Г) Какая индивидуальная работа ведётся для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, обучения основам грамоты.

 Индивидуальная  работа:

учить выделять  звуки  из ряда звуков, из  состава  слова;

-учить  подбирать  картинки на заданный звук;

-учить  различать  на  слух  гласные  и согласные звуки;

учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

-учить находить место звука в слове; учить  анализу и синтезу 1-2-3-сложных  слов

-обучать печатанию букв,  слогов, слов

Д) Основные направления  работы  по развитию речи детей

1.Развитие словаря

2.Воспитание звуковой культуры речи        

3.Формировнаие грамматического строя языка        

4.Развитие связной речи:

  а) Диалогическая речь (разговорная)

  б) Монологическая речь (рассказывание)        

5.Формирвание элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове)        

6.Воспитание любви и интереса к художественному слову

4 Задачи, реализуемые в процессе подготовки к обучению грамоте можно сформулировать следующим образом:

  • знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

  • знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

  • знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

  • научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

  • научить детей   сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

  • научить   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии) Четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

 

Основные термины по обучению грамоте и их характеристика.

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Какие звуки называются согласными?

- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?

- Что такое слог? (правило)

- Что такое предложение? (правило)

Минутка  отдыха.

Небольшая разминка для педагогов. Педагоги образуют круг, выполняя задание.

  1. Встаньте те, у кого в имени есть звук Т.

  2. Встаньте те, у кого  фамилия состоит из 5 слогов.

  3.  Выйти в круг тем, у кого  во втором слоге фамилии есть звук О.

  4. Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог

  5.  Выйти тем, у кого в имени нет звука Б.

 

Отгадай шарады.

Первый слог — название ноты.

Второй слог — тоже название ноты.

Целое слово — овощ, растущий в стручках.  (фасоль)

 Начало деревом зовется,

конец-читатели мои, 

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Буквы)

Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

( «За-дача».)

Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

( «Кар-тина».)

Мое начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали,

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.

(«С-порт».)

Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта,

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(«Я-блок-о».)

Мой первый слог - бумаг большая стопка.

Японцы из второго гонят водку.

А в целом - дерева стройнее

Не знает ни одна аллея.

(«Кипа-рис».)

НОД по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

     При совершенствовании  навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

     Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

 Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов?

- сколько согласных?

ВИКТОРИНА

Вопросы двум командам.

А

1 Чем отличается звук от буквы?

2 Назовите всегда мягкие согласные звуки.

3 Изобразите руками буквы С, Х, У, Р

4 Назовите количество букв в слове деньги.

5 Поделите слово парикмахерская на слоги.

6 Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

7Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.

8 Выполнить звуковой анализ слова ёлка и подобрать другие слова по данной схеме

Б

  1. Чем отличается согласный звук от гласного.

  2. Назовите всегда твердые согласные звуки.

  3. Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.

  4. Назовите количество звуков в слове якорь.

  5. Сколько слогов в слове электричество?

  6. Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.

  7. Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

  8. Выполнить звуковой анализ слова шишка и подобрать другие слова по данной схеме








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для педагогов «Обучение грамоте дошкольников»

Автор: Комарова Ирина Владимировна

Дата: 08.11.2021

Номер свидетельства: 590731

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для родителей"
    ["seo_title"] => string(31) "konsultatsiia_dlia_roditelei_51"
    ["file_id"] => string(6) "546914"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587054015"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Консультация для родителей «Развитие детского творчества»"
    ["seo_title"] => string(58) "konsultatsiia_dlia_roditelei_razvitie_detskogo_tvorchestva"
    ["file_id"] => string(6) "534339"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1578077911"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Консультация для воспитателей по теме: «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_vospitatieliei_po_tiemie_razvitiie_riechi_doshkol_nikov_s_po"
    ["file_id"] => string(6) "433905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508696154"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Годовое планирование взаимодействия педагога с семьями воспитанников в старшей группе ДОО."
    ["seo_title"] => string(91) "godovoieplanirovaniievzaimodieistviiapiedaghoghassiemiamivospitannikovvstarshieighruppiedoo"
    ["file_id"] => string(6) "314193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459637340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства