Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»»
Консультация для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»
Формировать умение ребёнка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими.
Овладение связными формами высказываний сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие связной речи ребёнка -дошкольника осуществляется н процессе повседневной жизни, а также на НОД.
Конкретные задачи обучения определены «Программой воспитания в детском саду». В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия пo рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми. трудом, чтением книг. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов деятельности по развитию речи - обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи. С возрастом ребёнка совершенствуется его мыслительная деятельность. Ребёнок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.
В свою очередь постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно - познавательной деятельности. Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений, значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребёнок четырёх - пяти лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, т.е. смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют Следует отметить, что дети успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целостное высказывание. Однако умение отражать в своих рассказах различные виды связей, выделять зависимость некоторых фактов, явлений и объяснять их у дошкольников надо формировать. При этом важно учить ребёнка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т.е. воспитывать ориентировку на слушателя. Обучая ребёнка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко - и слово произношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка - лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение дошкольником заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения средствами. Ведь ребёнок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала чётко, ясно и достаточно громко: он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой
«Программа воспитания и детском саду» ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое. рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь; помогать им находить нужные слова. выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.
Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребёнок может описать предмет, игрушку. картинку. Занятия проводятся в игровой форме.
В средней, старшей и подготовительной к школе группах на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы - по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет. Рассказы ребёнка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т.д. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной В процессе подготовки к занятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе
которого углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания.
В процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного наложения фактов. К таким рассказам, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы на личного опыта).
Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию - одно на важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. На занятиях используются такие приемы, как объяснения. вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Проводя то или иное занятие, педагог должен находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.
Остановимся вначале на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек. Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия - зрительные, слуховые, осязательные и др.
Обучение рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем. Для показа часто используются наборы - комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения. Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т.д.
Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Ребенок упражняется в выборе точных слов - обозначений. учится контролировать свою речь. степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам. В рассказах - описаниях находит выражение эмоционально эстетическое отношение дошкольников к вещам, к игровому материалу.К рассказам, которые дети строят на материале непосредственных восприятий, относятся также рассказы - описания растений животных. Качество рассказов и активность детей на занятиях во многом зависят от приобретаемого ими опыта восприятия объектов при наблюдениях, на прогулках, экскурсиях.
Показ игрушек может происходить в виде инсценировки кого-либо сюжета. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированнее, эмоциональнее. Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых педагог помогает дошкольникам лучше познакомиться с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них - припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.
Воспитатель задает вопросы, как правило, в начале занятия. когда знакомит детей с игрушками или предметами и подготавливает к предстоящему рассказыванию. В младшей и средней группах ребята описывают предметы, опираясь на последовательно задаваемые педагогом вопросы. Наряду с вопросами широко используется речевой образец (рассказ воспитателя). Образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. Это один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творческого подражания речи окружающих. Рассказ-образец педагога должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения.
Ценность рассказа-образца возрастает, если ребенок может найти в нем материал, который позволил бы ему сделать доступные для него наблюдения над языковыми явлениями.
Итак, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий педагог создает такие учебные ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевает языковым материалом, речевыми навыками и умениями.
Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине.
В детском саду проводится два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога отвечать на них, спрашивать; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.
В соответствии с программой воспитании детском саду. занятия по рассматриваю картин проводятся во всех возраствных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказываю
Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.
Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка
к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность. Степень связности, точности, полноты рассказов зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины
Передавая и рассказе паображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как окно точное слово-обозначение и т.п.
В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно пли с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы. придумывать начало и конец сюжета картины.