Консультация для педагогов «Художественная литература как средство для всестороннего развития ребенка»
Консультация для педагогов «Художественная литература как средство для всестороннего развития ребенка»
Художественная литература — это уникальный инструмент, который содействует всестороннему развитию ребенка, погружая его в мир эмоций, образов и смыслов. Чтение художественных произведений открывает перед детьми богатство человеческого опыта, позволяет им сопереживать героям, учиться пониманию других точек зрения и формировать собственное мнение о мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Художественная литература как средство для всестороннего развития ребенка»»
Консультация для педагогов «Художественная литература как средство для всестороннего развития ребенка»
Художественная литература — это уникальный инструмент, который содействует всестороннему развитию ребенка, погружая его в мир эмоций, образов и смыслов. Чтение художественных произведений открывает перед детьми богатство человеческого опыта, позволяет им сопереживать героям, учиться пониманию других точек зрения и формировать собственное мнение о мире.
Художественная литература обогащает словарный запас и развивает речевые навыки. Через язык авторов дети учатся выражать свои мысли и чувства более точно и ярко. Чтение книг стимулирует критическое мышление, позволяет задавать вопросы и искать ответы, углубляя познание окружающего мира.
Погружаясь в мир сказок, стишков и фантастических рассказов, дети не только развлекаются, но и учатся сопереживанию, понимают моральные уроки и начинают осознавать разнообразие человеческих чувств. Чтение художественных произведений способствует развитию речи: дети обогащают словарный запас, учатся строить логичные предложения и выражать свои мысли.
Художественная литература нередко становится способом разрядки. В то время как дети сталкиваются с трудностями в реальной жизни, чтение помогает им справляться с переживаниями, становясь своего рода терапией.
В наше время отношение детей к детской книге сильно изменилось. Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через другие источники (интернет и телевидение)
С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от нас от взрослых, которые являются посредниками между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке
Основными методами работы с дошкольниками является следующие:
Чтение - дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. Рассказывание - относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Содержание работы включают в себя основные жанры художественного слова: рассказы, стихи, сказки.
Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.
Подбирая литературу, обязательно учитывается:
Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги.
Дети начинают осознавать, что литература — это не только набор слов, но и отражение жизни, социума, культуры. Важным становится не только само чтение, но и обсуждение прочитанного. Коллективное обсуждение книг помогает формировать критическое мышление, учит аргументировать свою точку зрения и уважать мнение других.
Также дети имеют возможность каждый день общаться с книгой, развивая свои интересы. Создан книжный центр - спокойное, удобное, эстетически оформленное место. Ребенок видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам тем самым прививаются навыки культуры общения и обращения с книгой.
Чтобы сделать чтение более увлекательным, можно использовать интерактивные методы, такие как театрализация сюжетов или создание иллюстраций к любимым героям. Это не только делает процесс обучения интересным, но и помогая детям лучше понять и запомнить прочитанное. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо. Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.