Консультация для педагогов "Формы и методы экологического воспитания в ДОУ"
Консультация для педагогов "Формы и методы экологического воспитания в ДОУ"
В современном обществе большое значение приобретают вопросы экологии. Обострение экологической ситуации во всём мире диктует необходимость активной просветительской работы по формированию у людей экологического сознания, грамотности, культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Формы и методы экологического воспитания в ДОУ"»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 441 «Карусель»
630120, г. Новосибирск, ул. Киевская 21/1, тел/факс: 341-91-88
Консультация для педагогов
«Формы и методы экологического воспитания в ДОУ»
Воспитатель:
Клюг Нина Николаевна
г. Новосибирск
Цель: формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Задачи:
формировать у детей элементарные знания и представления о природе и существующих в ней взаимосвязей;
воспитывать любовь к природе, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде;
приобщать к труду через заботу об окружающем мире;
формировать основы здорового образа жизни;
приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Актуальность.
В современном обществе большое значение приобретают вопросы экологии. Обострение экологической ситуации во всём мире диктует необходимость активной просветительской работы по формированию у людей экологического сознания, грамотности, культуры.
Основы экологической культуры необходимо закладывать с дошкольного детства, так как детям свойственна доброта и любознательность, но не достаёт опыта и знаний. Именно в этот период жизни формируется нравственное отношение к окружающему: к объектам, предметам природного и рукотворного мира, к себе, к другим людям. Задача взрослого направить активность ребёнка таким образом, чтобы приобретаемые им знания и навыки содействовали формированию осознанно-правильному отношению к внешнему миру.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Методы экологического воспитания.
Наглядные методы:
Наблюдение - один из основных методов экологического воспитания, направленный на активное восприятие детьми объектов и явлений окружающего мира. Оно позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях.
Демонстрация иллюстративно-наглядного материала (дидактические картины, репродукции художественных картин, фотографии, слайды, модели, видеофильмы) - использование данного метода позволяетформировать и уточнять знания детей об объектах и явлениях природы, которые недоступны в данное время или в данной местности (Живая природа Африки; домашние животные на ферме и т.д.)
Практические методы:
Моделирование - даёт ребёнку обобщённое представление об объектах и явлениях природы, помогает установить и усвоить взаимосвязи между ними в удобной форме. Создание и использование моделей – наиболее эффективный способ усвоения новых знаний.
Несложные опыты и экспериментирование - позволяют установить причины и взаимосвязи явлений природы; развивают наблюдательность, мыслительную деятельность детей, формируют познавательный интерес к природе.
Экологические игры (дидактические, настольно-печатные, словесные, сюжетно-ролевые, экспериментальные, поисковые, игры-путешествия, подвижные игры с подражанием повадкам животных) - в ходе игры, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об объектах и явлениях живой и неживой природы учатся обобщать и классифицировать.
Словесные методы:
Рассказ воспитателя - позволяет создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом объекте или явлении природы. Используется для передачи новой, неизвестной информации, для обогащения речи детей путём включения в рассказ новых, но доступных для понимания детей слов.
Беседа - направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач. А также для обобщения и систематизации приобретённых знаний о природе.
Чтение художественной литературы - направлено на нравственно-эстетическое воспитание детей; воспитывает любовь к природе, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде.
Проектный метод -направлен на самостоятельное приобретение ребёнком знаний об объектах и явлениях живой и неживой природы, на применение уже имеющегося опыта в ходе совместной исследовательской деятельности со взрослыми и сверстниками по интересующей его теме.
Основные формы экологического воспитания.
Непосредственно образовательная деятельность – ведущая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, которая позволяет педагогу формировать знания в системе и последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Николаева С.Н. выделяет четыре основных типа экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.
Занятия первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Нередко компонентом таких занятий бывает и словесный метод: чтение художественной литературы и рассказ воспитателя. От слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью, зависит понимание связи событий, связи объектов.
Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание данных занятий направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Формирование представлений о зависимостях, закономерных явлениях в жизни растений и животных связано с использованием новых методов обучения, в том числе наглядных, практических: наблюдение, элементарное экспериментирование с объектами природы, демонстрация моделей, вскрывающих связи растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, подводящая детей к пониманию причинных связей в природе. Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.
Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Экскурсии - особая форма организации работы по экологическому образованию дошкольников, которая позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Велика роль экскурсий и в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Так же экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.
Экологические праздники и развлечения - форма организации работы по развитию экологической культуры дошкольников, целью которой является вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание, пробуждать интерес к проблемам экологии. В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание детей в ходе праздников и развлечений, - деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае. Важно учитывать при планировании таких мероприятий, что используемый материал для сценариев должен быть хорошо знаком детям.
Труд в природе – многоцелевая формаорганизации работы по ознакомлению детей с природой. Труд расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), они учатся устанавливать связь между условиями роста растения в природе и способами ухода за ним в уголке природы. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.
Экологическое воспитание детей в повседневной жизни - имеет решающее значение, как в образовательном, так и воспитательном процессе. Во время наблюдений за объектами природы, которые находятся рядом с детьми, создания для растений и животных необходимых условий, разговоров с воспитателем, дошкольники получают и накапливают сумму конкретных знаний. Правильно организованная повседневная жизнь обогащает ребенка – расширяет его кругозор, развивает познавательный интерес к природе, формирует самостоятельный поиск нового в окружающей жизни, является условием включения в практическую деятельность усвоенного материала.
Прогулки - широко используются для экологического образования детей дошкольного возраста. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.
Уход за растениями в уголке природы - осуществляется, как правило, в форме поручений (в младших и средних группах) или дежурств (со старшими дошкольниками), Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, подкормка, рыхление и т. д.). Эта работа наглядно показывает детям значение ухода за растениями, дает необходимые навыки, знания. Она оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.
Циклы наблюдений за растениями и животными на участке - это чувственное познание объектов природы, которые находятся в пространстве жизнедеятельности детей, это начало правильного взаимодействия с ними, важный образовательный компонент в экологическом воспитании. Циклы наблюдений – это способ постепенного накопления конкретных сведений об объектах природы ближайшего окружения, они способствуют развитию у детей устойчивого интереса к природе.
Участие в детских экологических конкурсах и олимпиадах - одна из общепризнанных форм работы с детьми. Участие в конкурсах и олимпиадах играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность. Применение данной формы работы с детьми оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов в образовательной деятельности, помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания в области экологии, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества: