kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов "Формы и методы экологического воспитания в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе большое значение приобретают вопросы экологии. Обострение экологической ситуации во всём  мире диктует необходимость активной просветительской работы по формированию у людей экологического сознания, грамотности, культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Формы и методы экологического воспитания в ДОУ"»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 441 «Карусель»

630120, г. Новосибирск, ул. Киевская 21/1, тел/факс: 341-91-88









Консультация для педагогов

«Формы и методы экологического воспитания в ДОУ»







Воспитатель:

Клюг Нина Николаевна














г. Новосибирск

Цель: формирование у дошкольников основ экологической культуры.


Задачи:

  • формировать у детей элементарные знания и представления о природе и существующих в ней взаимосвязей;

  • воспитывать любовь к природе, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде;

  • приобщать к труду через заботу об окружающем мире;

  • формировать основы здорового образа жизни;

  • приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Актуальность.

В современном обществе большое значение приобретают вопросы экологии. Обострение экологической ситуации во всём мире диктует необходимость активной просветительской работы по формированию у людей экологического сознания, грамотности, культуры.

Основы экологической культуры необходимо закладывать с дошкольного детства, так как детям свойственна доброта и любознательность, но не достаёт опыта и знаний. Именно в этот период жизни формируется нравственное отношение к окружающему: к объектам, предметам природного и рукотворного мира, к себе, к другим людям. Задача взрослого направить активность ребёнка таким образом, чтобы приобретаемые им знания и навыки содействовали формированию осознанно-правильному отношению к внешнему миру.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.





Методы экологического воспитания.

Наглядные методы:

  • Наблюдение - один из основных методов экологического воспитания, направленный на активное восприятие детьми объектов и явлений окружающего мира. Оно позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях.

  • Демонстрация иллюстративно-наглядного материала (дидактические картины, репродукции художественных картин, фотографии, слайды, модели, видеофильмы) - использование данного метода позволяет формировать и уточнять знания детей об объектах и явлениях природы, которые недоступны в данное время или в данной местности (Живая природа Африки; домашние животные на ферме и т.д.)


Практические методы:

  • Моделирование - даёт ребёнку обобщённое представление об объектах и явлениях природы, помогает установить и усвоить взаимосвязи между ними в удобной форме. Создание и использование моделей – наиболее эффективный способ усвоения новых знаний.

  • Несложные опыты и экспериментирование - позволяют установить причины и взаимосвязи явлений природы; развивают наблюдательность, мыслительную деятельность детей, формируют познавательный интерес к природе.

  • Экологические игры (дидактические, настольно-печатные, словесные, сюжетно-ролевые, экспериментальные, поисковые, игры-путешествия, подвижные игры с подражанием повадкам животных) - в ходе игры, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об объектах и явлениях живой и неживой природы учатся обобщать и классифицировать.


Словесные методы:

  • Рассказ воспитателя - позволяет создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом объекте или явлении природы. Используется для передачи новой, неизвестной информации, для обогащения речи детей путём включения в рассказ новых, но доступных для понимания детей слов.

  • Беседа - направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач. А также для обобщения и систематизации приобретённых знаний о природе.

  • Чтение художественной литературы - направлено на нравственно-эстетическое воспитание детей; воспитывает любовь к природе, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде.


Проектный метод - направлен на самостоятельное приобретение ребёнком знаний об объектах и явлениях живой и неживой природы, на применение уже имеющегося опыта в ходе совместной исследовательской деятельности со взрослыми и сверстниками по интересующей его теме.


Основные формы экологического воспитания.

Непосредственно образовательная деятельностьведущая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, которая позволяет педагогу формировать знания в системе и последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Николаева С.Н. выделяет четыре основных типа экологических заня­тий, которые принципиально отличаются друг от друга дидак­тическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

  • Занятия первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся раз­личные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие фор­мировать у детей отчетливые и правильные представления. На заня­тиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Нередко компонентом таких занятий бывает и словесный метод: чтение художественной литературы и рассказ воспитателя. От слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и пос­ледовательности) зависят успешность и качество восприятия деть­ми новых образов, представленных наглядностью, зависит пони­мание связи событий, связи объектов.

  • Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание данных занятий направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Формирование представлений о зависимостях, закономерных явлениях в жизни растений и животных связано с использовани­ем новых методов обучения, в том числе наглядных, практиче­ских: наблюдение, элемен­тарное экспериментирование с объектами природы, демонстра­ция моделей, вскрывающих связи растений и животных с внеш­ней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, под­водящая детей к пониманию причинных связей в природе. Занятия углубленно-познавательного типа активно способству­ют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются уме­нию устанавливать причинно следственные связи, логично рас­суждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное разви­тие мышления дошкольника.

  • Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выде­лить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяже­нии всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.

  • Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные за­дачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особен­но они полезны со старшими дошкольниками.


Экскурсии - особая форма организации работы по экологическому образованию дошкольников, которая позволяет в естест­венной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Велика роль экскурсий и в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Так же экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.


Экологические праздники и развлечения - форма организации работы по развитию экологической культуры дошкольников, целью которой является вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание, пробуждать интерес к проблемам экологии. В числе важных факторов, влияющих на экологическое вос­питание детей в ходе праздников и развлечений, - деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответ­ствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае. Важно учитывать при планировании таких мероприятий, что используемый материал для сценариев должен быть хорошо знаком детям.


Труд в природе – многоцелевая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Труд расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потреб­ности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), они учатся устанавливать связь между условиями роста растения в природе и способами ухода за ним в уголке природы. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответ­ственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. По­сильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.


Экологическое воспитание детей в повседневной жизни - имеет решающее значение, как в образовательном, так и воспитательном процессе. Во время наблюдений за объектами природы, которые находятся рядом с детьми, создания для растений и животных необходимых условий, разговоров с воспитателем, дошкольники получают и накапливают сумму конкретных знаний. Правильно организованная повседневная жизнь обогащает ребенка – расширяет его кругозор, развивает познавательный интерес к природе, формирует самостоятельный поиск нового в окружающей жизни, является условием включения в практическую деятельность усвоенного материала.

  • Прогулки - широко используются для экологичес­кого образования детей дошкольного возраста. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседнев­ными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материа­лом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознатель­ность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

  • Уход за растениями в уголке природы - осуществляется, как правило, в форме поручений (в младших и средних группах) или дежурств (со старшими дошкольниками), Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, подкормка, рыхление и т. д.). Эта работа наглядно показывает детям значение ухода за растениями, дает необходимые навыки, знания. Она оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

  • Циклы наблюдений за растениями и животными на участке - это чувственное познание объектов природы, которые находятся в пространстве жизнедеятельности детей, это начало правильного взаимодействия с ними, важный образовательный компонент в экологическом воспитании. Циклы наблюдений – это способ постепенного накопления конкретных сведений об объектах природы ближайшего окружения, они способствуют развитию у детей устойчивого интереса к природе.


Участие в детских экологических конкурсах и олимпиадах - одна из общепризнанных форм работы с детьми. Участие в конкурсах и олимпиадах играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность. Применение данной формы работы с детьми оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов в образовательной деятельности, помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания в области экологии, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.


Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:

  • тематические родительские собрания;

  • анкетирование;

  • «дни открытых дверей»;

  • совместные досуги;

  • «круглые столы»;

  • консультации;

  • выставки поделок и фотовыставки;

  • совместный труд в природе;

  • экологические акции.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для педагогов "Формы и методы экологического воспитания в ДОУ"

Автор: Клюг Нина Николаевна

Дата: 23.06.2025

Номер свидетельства: 672167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Консультация для родителей "Как закаливать детей дома" "
    ["seo_title"] => string(58) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-kak-zakalivat-dietiei-doma"
    ["file_id"] => string(6) "245780"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446211742"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Консулитация по инновационной деятельности "Внедрение ИКТ для развития изобразительной деятельности дошкольников""
    ["seo_title"] => string(127) "konsulitatsiia-po-innovatsionnoi-dieiatiel-nosti-vniedrieniie-ikt-dlia-razvitiia-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "308095"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458497737"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Из опыта работы «Воспитание - как процесс целенаправленного формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(100) "iz-opyta-raboty-vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "169699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423459050"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "«Воспитание - как процесс целенаправленного  формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(84) "vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "191242"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427286965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства