Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников"»
Кнсультация для педагоговЭкологическое воспитание дошкольников, для чего оно нужно?
В нашей обыденной жизни прочно закрепились идеи о том, как важно научить ребенка "базовым вещам": вежливо разговаривать, уметь дружить, не играть возле включенной плиты и аккуратно обращаться с техническими средствами, такими как мобильный телефон или компьютер.
Прогресс не стоит на месте, но все сильнее отдаляет как взрослых, так и детей от природы, и вопрос "экологической культуры" уже не кажется настолько важным. Почему же так важна роль экологического воспитания, и как привить ребенку ценностное отношение к окружающей среде?
Природа и я - одна семья: "экологическая воспитанность", нравственность и развитие интеллекта взаимосвязаны
Для начала, стоит уточнить, что именно подразумевается под понятием"экологическая воспитанность"— это уважительное отношение к природе и ее дарам, доброжелательность по отношению к животным, интерес к объектам природного наследия. Значение природы в нашей жизни переоценить невозможно, хотя бы потому, что мы сами являемся ее частью. В данном случае - гуманное (человеческое, сознательное) отношение к природе равнозначно гуманному отношению к другим людям.
Вышесказанное образует основу этического поведения любого человека, позволяет ему мыслить с точки зренияморали (конкретно ребенок может рассуждать так: это хорошо или плохо; что будет, если я поступлю так, а не иначе, и как это отразиться не только на мне, но и на окружающих).
Экологическое воспитание также помогает обеспечить ребенка пониманием простейших причинно - следственных связей, что, в дальнейшем, облегчает становление логического мышления. Неживая и живая природа учит ребенка быть исследователем, дарит ему возможность каждый день совершать "открытия", помогает формировать собственное мнение. Благодаря наблюдению за природой и взаимодействию с окружающей средой ребенок расширяет свой культурный опыт, увеличивает объем знаний, обогащает словарный запас.
Экологическое воспитание - фундамент для полноценного развития личности, при котором ребенок не только усваивает принятые нормы в отношениях «человек – природа» и «человек – человек», но и развивает свои познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь и воображение).
Экологическое воспитание в обществе и семье: какие методы стоит использовать, чтобы повысить экологическую грамотность детей
В первую очередь - личный пример окружающих и родителей.Если вы следите за чистотой природы - забираете с собой мусор и утилизируете его в положенном месте, оставляете цветущие растения для насекомых, бережно относитесь к животным и деревьям, - то и у ребенка будет складываться понимание того, как стоит вести себя с окружающим миром, потому что малыш познает мир, копируя поведение взрослых. Проведение бесед о ценности природы также поможет ребенку стать более сознательным и ответственным.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте остается игра. Поэтому, стоит совмещать демонстрацию бережного отношения к природе и экологическим ресурсам с детским творчеством: например, нарисовать плакат, с помощью которого можно рассказать о любви к природе; сочинить сказку, в которой идея заботы о природе будет стоять на первом месте.
Отличной идеей станет желание предложить малышу совместно познакомиться с лучшими произведениями о природе таких авторов, как: Николай Сладков, Евгений Чарушин, Михаил Пришвин, Иван Соколов - Микитов, Виктор Бианки, Георгий Скребицкий и многих других.
Это поможет заинтересовать ребенка миром живой и неживой природы, а также взаимосвязью всех существ на земле, существенно обогатит словарный запас ребенка примерами грамотной литературной русской речи.
Расширению кругозора и формированию экологической воспитанности помогает участие в тематических "днях экологии": "День природы", "Лесной карнавал", "День леса". Столь же важную роль играют и субботники, которые не только прививают уважение к природе, но и взращивают в ребенке способность и любовь к труду.
Формирование экологической культуры - постоянный процесс расширения знаний об окружающем мире, который должен идти систематически и поддерживаться одобрением и посильной помощью со стороны взрослых, чтобы труд в природе ассоциировался у ребенка не только с "обязательствами", но и хорошим настроением, радостью от проделанной работы и сознательным бережным отношением к окружающей среде.