Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников в летний период"»
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
Расширять представления о растительном и животном мире;
Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам.
Как построить работу с детьми в летний период, чтобы им было интересно проводить летние месяцы в детском саду?
Воспитатель может использовать различные формы и методы для решения этих задач: главное увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие детей.
Основными формами работы с детьми летом являются прогулки, экскурсии, викторины, праздники летнего календаря, краткосрочные проекты, экологические игры, сбор лекарственных трав, работа на опытнических грядках и цветниках.
Прогулка за пределы детского сада, в данный момент, к сожалению, не проводится, хотя она является одним из лучших форм организации экологических работ.
Экологическое воспитание в летний период производиться при каждой прогулке:
-наблюдения, которые формируют конкретные знания, развивающие мышление, интерес и любовь к природе, чувство красивого;
-дидактические игры и эксперименты, которые позволяют закрепить знания об окружающем мире у ребёнка, дают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с внешней средой;
-подвижные игры, которые помогают снять умственное напряжение от занятий, воспитывают моральные качества;
-художественное слово, которое помогает детям познавать мир, развивает любознательность.
-трудовое воспитание, которое помогает овладеть навыками и умениями. Содержание и формы организации труда зависят от погоды и времени года.
Летом открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке (до 3,5-4 часов), поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу родного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.
На прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время. Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой – экскурсия. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. Например: В. Бианки «Рыбий дом»; В. Бианки «Наши птицы»; Г. Ганейзер «На лугу»; Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»; М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»; Н. Осипов «В воде и у воды»; Н. Павлова «Бабочки»; Е. Пермяк «Чижик-пыжик»; М. М. Пришвин «Золотой луг»; Е. Серова «Наши цветы»; Н. Сладков «От зари до зорьки»; Н. Сладков «Пестрые крылья»; Н. Сладков «Солнцеворот» Г. Скребицкий «Четыре художника»; К. Д. Ушинский «Четыре желания»; Г. Снегирев «Кто сажает лес»; и т.д.
По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Включить родителей в сборе природных материалов для игр с ними. Например: Игры с водой «Тонет – не тонет», «Тяжелее - легче», игры с воздухом «Вееры», «Ветровок», «Поймай воздух», игры с песками и т. д. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.
Чтобы ребенок задумался над тем, что его окружает, почему нужно милосердно относиться ко всему живому на земле, дошкольников знакомят с таким трудным понятием, как «экологический плакат» - каким он бывает, для чего существует. Можно нарисовать вместе с детьми такие плакаты на тему: «Нам нужен чистый воздух!», «Берегите елки» и др. В уголке природы организован стенд «Живой барометр», где разместятся рисунки детей, соответствующие приметам разных времен года. Для реализации этих задач используются нетрадиционные приемы изобразительной деятельности, которыми с удовольствием пользуются дети: - рисование пластилином («Морская тема», «Фрукты», «овощи», «Натюрморт»); - мятой бумагой («Березы», «Проделки злого ветра», «Осень»); - рисование пальчиками (Рябина», «Красивые ягодки»); - рисование тычком («Одуванчик», «Ёжик»); - рисование по мокрому листу («Дождик-художник») и аппликации и лепки животных, растений и т. д.
Природа музыкальна: пение птиц, журчание воды, шум леса, всё это так легко воспринимают дошкольники с помощью музыкальных произведений на экологическую тему. Педагог предлагает обратить внимание на поведение насекомых, на повадки домашних животных, птиц, и тут же послушать соответствующую музыку. Следующим этапом педагог предлагает обсудить как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных средств. Например, рассматриваем гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко, наблюдаем совместно с детьми за дворовой собачкой и воробьем, сидящем на ветке слушаем пьесу Ф. Лемарка «Пудель и птичка»; наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др.
Говорим о временах года и слушаем произведения Фридерика Шопена «Весенний вальс» Антонио Вивальди «Зима», «Лето», «Времена года», «Времена года» П. И. Чайковского, звуки природы и голоса животных, птиц.
Также дети очень любят игроритмику, в которой они то «путешествуют» к бабушке в деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, то они отправляются на лесную полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут экзотические животные – львы, носороги, обезьяны. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.
Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На празднике мы не только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы - Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес, рассказывает им - как же нужно в лесу себя вести, Кикимора вместе с ребятами очищают от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки-лягушки, Леший рассказывает детям о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать.
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Весной дети могут перекопать грядки (вторично) после взрослого, посеять семена, высадить рассаду; летом прополоть грядки и цветники, помочь детям младшей группы. В уголке природы дети вместе со взрослым чистят клетки, моют поилки, меняют воду в аквариуме; могут готовить корм для животных, кормить рыбок, птиц, зверей. В летний период следует привлекать детей к заготовке корма для животных уголка природы. Дети пересаживают семена из грунта в цветочные горшки, ухаживают за срезанными цветами (смена воды, обрезка стебля), стоящими в вазе, за комнатными растениями. В природе следует привлекать детей осенью к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы, сбору в кучи осенних листьев.
Для организации работы на экологической тропинке разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна более сложная схема – для педагогов, вторая – простая – для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождения, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.
Спасибо за внимание!
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
Консультация для воспитателей
“Экологическое воспитание дошкольников в летний период”