Консультация для педагогов ДОУ "Роль семьи в развитии речи ребенка"
Консультация для педагогов ДОУ "Роль семьи в развитии речи ребенка"
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ "Роль семьи в развитии речи ребенка"»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 441 «Карусель»
Консультация для педагогов«Роль семьи в формировании речи у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Фрай М.В.
г. Новосибирск
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.
Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка .
Неправильная речь ребёнка:
затрудняет общение с людьми;
способствует развитию замкнутости;
накладывает отпечаток на формирование характера;
вызывает поведенческие трудности и несформированность познавательных возможностей;
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к специалистам.
Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
Также родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Рекомендации родителям:
Необходимо помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие.
Научить управлять речевым дыханием и голосом.
Чтобы легче ребенок перенимал артикуляцию взрослых, необходимо приучить малыша смотреть прямо на говорящего.
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.
Так же важно разъяснять не только название, но и обозначения составных частей различных предметов.
Родителям нужно чаще просить детей делиться своими впечатлениями за день, рассказать о том, во что играли и как занимались в детском саду, что интересного встретилось по пути домой и т.д.
Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком.
Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому необходимо посещать с ним концерты, выставки, гулять, заниматься спортом.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра .
В домашней обстановке можно ориентировать ребёнка на совместное выполнение игровых упражнений .
В каждой семье на вооружении должна быть «Домашняя игротека» , состоящая из игр на улице, на кухне, на даче и т.д.
На улице
Темы бесед: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.
Проводить наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми.
Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных.
Вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание.
Речевые игры на улице:
«Кто самый внимательный» - называется предмет, который встретился на пути и выделяется отличительный признак этого предмета.
«Весёлый счет» - необходимо именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д.
«Рыба, птица, зверь» - на слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб.
«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым)?»
«Отгадай предмет по паре других» - взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама –это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи- это праздник и т.д.
На кухне
Темы бесед: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др.
Рассказать, как называются продукты, какое блюдо готовится, какие действия при этом совершаются («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.).
Называть свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т.д.).
Задавать ребенку вопросы «Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.
Речевые игры на кухне:
«Угощение» - предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук.
«Вкусные словечки» - каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.
«Путаница» - предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло).
«Наоборот» - задается вопрос: «Лес какой?», необходимо ответить парой слов-антонимов
«Один-два» - предложить ребенку превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза – большеглазый.
На даче
Темы бесед: «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Работы в саду» и др.
Ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить»…
Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание).
Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.
Необходимо назвать вслух названия цветов, кустарников, овощей, даже сложные. На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук - средство для стимулирования речи .
Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых . Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей.
Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически .
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики:
Массаж ладошек
Ладушки
Разрывание бумаги
Перелистывание страниц
Бусы
Баночки с крупами
Рисование на песке
Завинчивание крышек
Пальчиковые игры
Застегивание, расстегивание и шнуровка
Лепка
Рисование и раскрашивание
Собирание мозаик и паззлов
Вырезание
Игры с бельевыми прищепками
Речевое творчество
Речь – это не только средство общения, но и мышления, воображения.
Игры на развитие речевого творчества:
Аниматизм (Оживление предмета).
Игра « Если бы...» (Что было бы, если не было осени…).
Бином фантазии (Генерирование новых объектов, идей для написания сказок).
Новое свойство (Применение к знакомым сказкам нового свойства; Например, колобок из смолы).
Цветные сказки.
Сказки в заданном ключе:
- я – герой (ребёнок – персонаж сказки; как бы он поступил в данной ситуации);