kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие активной речи дошкольников посредством использования сказок сказок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов ДОУ

«Развитие активной речи дошкольников посредством использования сказок сказок»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ «Развитие активной речи дошкольников посредством использования сказок сказок»»







ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ - САД № 273 ГОРОДА ДОНЕЦКА»











Консультация для педагогов ДОУ

«Развитие активной речи дошкольников посредством использования сказок сказок»

















Подготовила воспитатель:

Сорокина Н.О.







Донецк-2023

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем

обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления, как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и

воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В

настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности

ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в

различных областях работы с детьми. Сейчас многие воспитатели в своей

практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так

важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни.

Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в

волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение

являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития

дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает

нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказки в развитии речи создаётся коммуникативная

направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит

совершенствование лексико–грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально –чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется

формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о

предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок

начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело,

строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет

наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии

людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с

животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.


Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: Принцами, Царевнами и пр. Чем старше

становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной

ситуации, характерной для данного возраста, стараемся руководствоваться

эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на

развитие не только речи, но и его личности в целом.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении

ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях.

Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа

сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного

пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?

  • Во-первых, ребенок понимает, что

взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

  • Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для

разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь

трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

  • В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые

они поднимают:

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение -

результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник

сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказки ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему

так необходима. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания

сказочных образов, расширяется словарный запас. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные

общечеловеческие ценности. Сказка направлена на повышение детской

самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

- пересказывания сказок;

- рассказывания сказок от третьего лица;

- группового рассказывания сказок;

- рассказывания сказок по кругу;

-сочинения сказок.

В педагогической работе особая роль отводится просвещению родителей.

Воспитатели рассказывают о роли сказки в развитии речи и становлении

личности детей; консультируют по использованию сказки как средства

нравственного воспитания подрастающего поколения; разъясняют им о

значимости семейного чтения, подчёркивают его весомый вклад при

формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе

нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на

развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать

содержание и формы работы, использовать материал как в виде

непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах

для развития речи.

Сказка направлена на повышение детской самооценки, увеличение

словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

Игры и игровые приемы с использованием сказок

  • Определение лишнего слова.

Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать

нужное. Например: из ряда слов лиса, заяц, избушка, собака, петух - ребенок

определяет лишнее слово - избушка.

  • Составление словаря по сказке.

Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с

детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка«Колобок») и т.д.

В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются

уже сами объяснить их значение.

Сказка для ребёнка- это игра, волшебство, и не столь важен результат,

сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной

атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой

счастливого и здорового малыша.

В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми

сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы

поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать

трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы

повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что

очень важно при подготовке к школе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Сорокина Наталья Олеговна

Дата: 10.04.2023

Номер свидетельства: 629274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Формы сотрудничества ДОУ с родителями детей логопедических групп в условиях реализации ФГОС."
    ["seo_title"] => string(107) "formy-sotrudnichiestva-dou-s-roditieliami-dietiei-loghopiedichieskikh-ghrupp-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249616"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446922764"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Познавательный проект "Мы играем""
    ["seo_title"] => string(30) "poznavatelnyi_proekt_my_igraem"
    ["file_id"] => string(6) "526338"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573330953"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Познавательный проект "Мы играем""
    ["seo_title"] => string(32) "poznavatelnyi_proekt_my_igraem_1"
    ["file_id"] => string(6) "526341"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573331266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства