Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ «Развитие активной речи дошкольников посредством использования сказок сказок»»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ - САД № 273 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Консультация для педагогов ДОУ
«Развитие активной речи дошкольников посредством использования сказок сказок»
Подготовила воспитатель:
Сорокина Н.О.
Донецк-2023
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем
обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления, как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и
воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В
настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности
ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в
различных областях работы с детьми. Сейчас многие воспитатели в своей
практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так
важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни.
Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в
волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение
являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития
дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает
нравоучительность и включает игровое общение.
При использовании сказки в развитии речи создаётся коммуникативная
направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит
совершенствование лексико–грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально –чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется
формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о
предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок
начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело,
строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет
наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии
людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с
животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с
человеческими персонажами: Принцами, Царевнами и пр. Чем старше
становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной
ситуации, характерной для данного возраста, стараемся руководствоваться
эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на
развитие не только речи, но и его личности в целом.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении
ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях.
Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа
сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного
пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Что могут дать такие сказки для детей?
Во-первых, ребенок понимает, что
взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для
разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь
трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые
они поднимают:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение -
результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник
сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
В результате сказки ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему
так необходима. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания
сказочных образов, расширяется словарный запас. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные
общечеловеческие ценности. Сказка направлена на повышение детской
самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
Задачи развития речи детей решаются с помощью:
- пересказывания сказок;
- рассказывания сказок от третьего лица;
- группового рассказывания сказок;
- рассказывания сказок по кругу;
-сочинения сказок.
В педагогической работе особая роль отводится просвещению родителей.
Воспитатели рассказывают о роли сказки в развитии речи и становлении
личности детей; консультируют по использованию сказки как средства
нравственного воспитания подрастающего поколения; разъясняют им о
значимости семейного чтения, подчёркивают его весомый вклад при
формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе
нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на
развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.
В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать
содержание и формы работы, использовать материал как в виде
непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах
для развития речи.
Сказка направлена на повышение детской самооценки, увеличение
словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
Игры и игровые приемы с использованием сказок
Определение лишнего слова.
Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать
нужное. Например: из ряда слов лиса, заяц, избушка, собака, петух - ребенок
определяет лишнее слово - избушка.
Составление словаря по сказке.
Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с
детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка«Колобок») и т.д.
В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются
уже сами объяснить их значение.
Сказка для ребёнка- это игра, волшебство, и не столь важен результат,
сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной
атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой
счастливого и здорового малыша.
В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми
сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы
поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать
трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы
повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что