Консультация для воспитателей «Совершенствование речевых навыков дошкольников в игре»
Консультация для воспитателей «Совершенствование речевых навыков дошкольников в игре»
Консультация для воспитателей
«Совершенствование речевых навыков дошкольников в игре»
Игра как ведущая деятельность дошкольников имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания с общим недоразвитием речи.
Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей деятельности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координированными.
Как в сюжетно-ролевых, так и в играх с правилами, дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в в соответствии с поставленными задачами.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, дружелюбие, доброжелательность.
В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развитие первоначальных трудовых навыков.
Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Совершенствование речевых навыков дошкольников в игре» »
Консультация для воспитателей
«Совершенствование речевых навыков дошкольников в игре»
Игра как ведущая деятельность дошкольников имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания с общим недоразвитием речи.
Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей деятельности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координированными.
Как в сюжетно-ролевых, так и в играх с правилами, дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в в соответствии с поставленными задачами.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, дружелюбие, доброжелательность.
В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развитие первоначальных трудовых навыков.
Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты.
Что касается детей с ОНР, то наряду с общим влиянием игры на весь ход из психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.
Большое влияние на развитие речи оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-нибудь сюжета, - так называемые игры- драматизации. Хоровые игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они также формируют произвольное запоминание текстов и движений. В дошкольном возрасте проводятся игры сюжетно-ролевые и с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные игры.
Одной из игровых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с ОНР в силу своих способностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они не уступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре не устойчив.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе ее ребенок разговаривает с игрушкой, говорит за себя и за нее, подражает и т.д.
В процессе игры взрослые много разговаривают с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Взрослый всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной ситуации (игрушки).
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Первоначально игровая деятельность детей с ОНР носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.
Обучение детей с ОНР сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия. Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.
Обучение сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий: «….». Учитывая, что у детей с ОНР резко снижается понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. Когда ребенок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их слов, у него развивается чувство языка.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы.
Наряду с сюжетно-ролевыми играми активно развиваются игры с правилами. К ним относятся: дидактические, подвижные, игры драматизации и т.д.
Особое значение в педагогическом процессе в группах с ОНР занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия, и т.д.
Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.
В ходе дидактических игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствуют их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую с куклой.
Для детей с ОНР большое значение имеют игры, требующие координации и точности движения пальцев рук. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой и т. д.
Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки.
В системе воспитания в детском саду подвижным игра отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.
Наличие в подвижных играх правил воспитывает у детей волевые качества.
При ОНР с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмическими движениями. Дети с ОНР осваивают основные движения, необходимые для проведения подвижных игр.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей.
Поэтому все игры, организованные взрослыми, должны проводиться эмоционально, живо, непринужденно.
Для детей дошкольного возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира.
В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражанием. При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Игры с пением развивают у детей внимание к речи, так как они должны выполнять те или иные действия в соответствии с инструкцией взрослого.