Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.
Прививать уважение и любовь к традициям и обычаям своей малой и большой Родины.
Образовательные области:
Приоритетная: познавательное развитие.
В интеграции: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа: Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.
Предварительная работа: беседы о родном городе, рассматривание фотографий достопримечательностей города, беседы о городе, словесные игры и сюжетно-ролевые игры детей.
Материал: иллюстрации с достопримечательностями Орла,игрушка-сердечко, мяч.
Родина - это страна, в которой мы родились и живем.
Родина - это земля, на которой жили, трудились наши дедушки и бабушки.
Родина - это наш город Орел.
Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, брат, сестра.
Это место, где стоит наш детский сад.
Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Вопросы:
Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
Да, наша Родина - Россия.
Как зовут президента нашей Родины?
В нашей стране много городов. Вспомним некоторые из них. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Если будет трудно, то можно воспользоваться помощью родителей.
– Назовите столицу России. (Москва.)
- Город, где проходила олимпиада (Сочи)
-В каком городе живет Сева и 100 Поль (Севастополь)
-Этот город славится пряниками и оружием (Тула)
-А этот город славится красивыми платками (Оренбург)
- Российский город невест. (Иваново)
-Город с мужским именем. (Владимир)
- В этом городе очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (Санкт-Петербург)
- В каком городе на улице Лизюкова жил котенок? (Воронеж)
-Город, который называется как птица. (Орел)
- Россия - это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем - это наш родной край, это наша малая Родина. Когда говорят «москвич», значит, этот человек живет в
Дети: В Москве.
Воспитатель: Белгородец живёт… .
Дети: в Белгороде.
Воспитатель: А как можно назвать нас. Тех, кто живёт в городе Орле?
Дети: Орловцами! Орловчанами!
Есть, возможно, уголки красивей,
Есть богаче, шире есть края.
Только мне из всей моей России
Ближе всех Орловщина моя!
- Нашему городу в этом году исполняется 450 лет. Как вы думаете, почему наш город назвали Орел?
- Давайте мы ненадолго представим, что мы вернулись в далёкое прошлое, в то время когда нашего города ещё не существовало.
В 1566 году по велению Царя Ивана Грозного началось строительство города-крепости для охраны южных границ Московского государства от набегов крымских татар. Когда стали рубить дуб, росший на берегу, у слияния двух рек Оки и Орлика, с вершины дерева слетел орёл. «А вот и хозяин», — сказал один из мужиков. Иван Васильевич Грозный и повелел назвать город именем гордой птицы.
Город выстроили как крепость на южных границах Российского государства. Крепость была деревянной. За её стеной возвышался земляной вал, окружённый рвом. Снаружи ров был укреплён, в самом рву из земли торчали колья с заострёнными концами, они препятствовали вторжению врага. Внутри крепости размещался военный гарнизон.
Вокруг крепости находился посад: «селитесь люди добрые, сейте хлеб, разводите скот, кормите служивый народ. А у них забота одна: зорко смотреть на дорогу, не скачет ли всадник с тревожной вестью о татарском набеге». Орёл был построен для защиты южных границ Русского государства от набегов крымских татар.
- Я вам сейчас буду показывать картинки, а вы попробуйте угадать, что на них изображено.
Дидактическая игра «Угадай, что это»
Показ иллюстраций с достопримечательностями города.
Физминутка:
Мы по городу шагаем, - Шагаем на месте
Много видим, называем: - Поставить руку «Козырьком» к голове
Светофоры и машины, - держим в руках воображаемый руль
Ярмарки и магазины, - показываем рукой направо
Скверы, улицы, мосты,- показываем рукой направо
И деревья, и кусты. – Встаем на цыпочки, поднимая руки, затем приседаем на корточки
Мы по городу гуляем, - Шагаем на месте
Мы свой город изучаем. - Поставить руку «Козырьком» к голове
Справа есть высокий дом, - Поднять правую руку
Обойдём его кругом - Шагаем вокруг себя
Слева домик ниже - Левую руку вниз
Подойдём поближе. - Шагаем на месте
Это наш детский сад. Тише! - Указательный палец к губам.
Там ребятки спят. - Присесть, ладошки под голову.
- Я прочитаю вам стихотворение:
«А вы знаете, дети,
Был случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали – вот чудеса –
Все позабыли свои адреса,
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
«Где наша улица? Где наш дом?»
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось,
К счастью, такое лишь в сказке случилось».
- А вы знаете, что такое адрес?
- Для чего нужно знать свой адрес?
- Я уверена, что каждый из вас наизусть знает свой адрес. В нашем городе есть улицы центральные, шумные, а есть тихие улочки. А на какой улице живете вы? (Ответы детей.)
- Как называется главная улица в городе?
- Какие еще улицы города вы знаете? (Ответы детей и родителей.)
Итог.
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина. Для нас малая Родина – это город Орел. Наш город красивый, зелёный, уютный. А вы любите свой город? Давайте же вспомним, за что мы так любим свою малую Родину.
Словесная игра «Передай сердечко и скажи словечко».
Дети говорят, за что они любят свой город и передают игрушку-сердечко.
Я люблю свой город, потому что он красивый.
Я люблю свой город, потому что он зелёный.
Я люблю свой город, потому что уютный и т.д.
- Дорогие ребята! Любите свою Родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага!