Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
Инвентарь для опытов (стаканы с водой на каждого ребенка, соль, сахар; символы обозначающие свойства воды, дидактический материал в чемодане)
Ход занятия.
Организационный момент:
- Ребята ,сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
В морях и реках обитает
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Звучит музыка звуков воды в природе воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит
Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить!
Вос-ль: И правда, без воды жизнь представить сложно. Ребята а вы хотите узнать больше о воде?
Тогда нам стоит воспользоваться нашим волшебным чемоданчиком. Проходите дети в нашу лабораторию
и мы с вами проделаем опыты с водой.
Опыт 1. «Вода бесцветная».
Смотрите, у меня на столе стоят три стакана с водой. В один стакан я добавлю красную краску. Какого цвета стала вода? (красного). А в другой, добавлю синюю краску. Какого цвета стала вода? (синего). Правильно, вода приобрела цвет краски. А посмотрите на этот стакан, что можно сказать о воде, какого она цвета? (Не имеет цвета, она бесцветная).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Опыт 2. «Вода безвкусная».
Давайте подойдем к столу. В стакане налита вода, сделайте глоток. Скажите, какого она вкуса (3-4 ребенка). Хорошо. Посмотрите, что у меня есть? (Сахар). Если добавить сахар в воду как вы думаете, изменится вкус воды? (Да). Давайте проверим. Дети, что можно сказать о воде – имеет она вкус? (нет) .
Воспитатель подводит итог: вода не имеет вкуса.
- Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду?
Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.
- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой-это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Вос-ль: мы с вами не много передохнули и должны вернуться в нашу лабораторию.
Опыт 3.Имеет ли форму.
- А теперь давайте перельём воду из стакана в разные ёмкости .(квадратной, круглой ,овальной, прямоугольной формы) Что произошло? (вода приняла форму в которую её перелили)
- Имеет ли вода определённую форму? (нет)
Вывод: вода не имеет определенной формы.
Заключительная часть.
- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
- Какие свойства есть у воды?
- Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания.