Задачи: сформировать у детей представление о празднике Нового года, назначении елочных игрушек; развивать умение выделять существенные признаки игрушек – цвет, форму, величину, материалы, из которых они сделаны, их качества и свойства, используя обследовательские действия; воспитывать бережное обращение с елочными игрушками и украшениями. Расширить представление детей о праздновании Нового года у разных народов и в Древней Руси; формировать представления детей о профессии артиста, различных направлениях артистической (сценической) деятельности (певец, танцор, клоун, жонглер и др.); воспитывать желание дарить близким людям и своим друзьям подарки.
I часть.
Воспитатель просит отгадать загадку:
На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой. (Новый год)
II часть. Беседа по теме «Новый год»
- Когда бывает этот праздник?
- Чем он примечателен?
- Кто приходит в гости в этот день?
- Ребята, а вы знаете, кто такой артист?
- Что он делает?
- Как он может развеселить ребят в новогодний праздник?
- Какие роли может играть артист?
- А вы хотите быть артистами?
- Любите ли вы получать подарки?
- Что бы вы хотели получить в подарок на Новый год?
- Как вы думаете, приятно было бы вашим близким получить подарок?
III часть. Рассказ воспитателя «Что такое Новый год?»
Во все времена у разных народов отмечалось наступление Нового года. Но не всегда этот день праздновали 1 января. Например, англичане еще 200 лет назад праздновали Новый год 26 марта. А потомки древних египтян до настоящего времени считают началом нового года первое августа.
В Древнем Риме Новый год – 1 января – всегда начинается веселым и шумным праздником. В этот день римляне делали друг другу подарки (сладости, мед, плоды, ценные предметы).
В Древней Руси Новый год начинался первого сентября. В 1699 году царь Петр Первый издал указ, в котором велел перенести празднование Нового года на 1 января. В честь Нового года царь приказал украсить все дома сосновыми и еловыми ветками. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга. На площади были назначены огненные потехи, а во дворах стреляли из пушек и мушкетов, пускали ракеты.
- Как мы сейчас празднуем Новый год? Что наряжаем к празднику? Как украшаем свои дома?
IV часть. Дидактическое упражнение «Слушаем и размышляем»
Новый год проспал под елкою
Лето, осень и весну,
Весь зарос ее иголками,
Закатился под сосну.
Дед Мороз порою зимнею
Еле соню отыскал,
Долго тряс и звал по имени
Да насилу растолкал.
И по снегу по искристому
К ним идет сама Зима
И со звездами лучистыми
Новый год несет в дома.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Назовите времена года, которые предшествовали зиме.
- Почему Новый год спит под елкой?
- Назовите одним словом: ель, сосна – это ….
- Сравните ель и сосну.
- Кто искал Новый год?
- С чем приходит Зима в дома?
- Почему все люди так ждут прихода Нового года?
- Объясните пословицу: «Декабрь год кончает, зиму начинает».
- О каких особенностях декабря вы узнали? (Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.)
- Назовите месяц, который начинает Новый год.
- Что чаще бывает – зима или декабрь?
- Назовите по порядку все месяцы года.
- Сколько месяцев в году?
V часть.
Воспитатель показывает картинку, просит детей составить новогодние предложения по этой картинке. Одно из предложений дети анализируют: определяют количество слов, последовательность слов в предложении.
VI часть. Дидактическое упражнение «Решаем веселую задачку»
Вот приехал Дед Мороз,
Всем подарки он привез.
Зайку – Галине,
Мишку – Марине,
Соне – матрешку,
Коле – гармошку,
Толе – барабан,
Рите – сарафан,
Нине – сказки,
Римме – краски.
В. Волина
- Сколько детей получили подарки?
- Назовите по порядку имена детей.
- Назовите по порядку подарки, которые привез Дед Мороз.
Новый год в лесу
На полянке ель растет,
К ней пришли мы в Новый год,
Принесли с собой игрушки:
Пять шаров и три хлопушки.
- Мне игрушки не нужны, -
Слышим вдруг из тишины, -
Шубу мне из снега шьет
Добрый праздник Новый год!
М. Скребцова
- Сколько игрушек принесли дети на елку в лес?
- Составьте математическое выражение.
VII часть. Упражнение «Вырасти елку»
Воспитатель предлагает детям «вырастить» елки – составить их из палочек. затем дети определяют количество палочек и находят цифру, которая соответствует количеству палочек.