Просмотр содержимого документа
«Конспект по обучению детей пересказыванию»
Цель. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела»
(обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня вы услышите чудесную сказку.
Воспитатель: Сказка: Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская,
высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:
Бычок, бычок, Пучеглазый.
Бычок, бычок, Большеротый.
Бычок, бычок, Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
- Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые. А лиса спрашивает:
- А ты ему ничего не говорила?
- Сказала.
- Что ты ему сказала? - спросила лиса.
- А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.
- Вот видишь, - сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела...
Воспитатель: «Понравилась вам эскимосская сказка? Эскимосы, сочинившие эту мудрую сказку про задиру-лисичку и морского бычка, живут на севере нашей страны (показывает на карте). Как лисичка бычка обидела? Кто такой бычок?
Дети: Она его назвалапучеглазым, большеротым и т.д.
Воспитатель: Если бычка называют пучеглазый, значит, глаза у него какие?
Дети: Большие.
Воспитатель: А какая в этой сказке лисичка? Что про нее сказал бычок?
Дети: Что она косматая и глаза и нее круглые.
Воспитатель: Маша, скажи еще раз как бычок назвал Лисичку.
Воспитатель: Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка из эскимосской сказки.
Дети: Что она первая его обидела.
Воспитатель: А чем лисичка бычка обидела, что она запела? Если пела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисичкину дразнилку вместе. Оля, спой как будто ты Лисичка
Дети: (поют).
Воспитатель: А теперь споем еще раз. А сейчас пусть споет Катя.
Воспитатель: Давайте послушаем сказку еще раз (рассказ сказки).
Воспитатель: А теперь Глаша перескажет нам начало сказки, про то как лисичка с бычком «познакомились».
Воспитатель: Аня, хочешь продолжить рассказывать вместе со мной? (Хочу.) Спасибо, Аня.
(Далее сказку пересказывает другая пара детей).
Пересказ «загадочных
историй» (по Н. Сладкову)
Цель. Продолжать учить детей пересказывать.
Ход занятия
Воспитатель: Писатель Николай Иванович Сладков пишет очень интересные рассказы о тех, кто бегает, ползает, летает, плавает, в том числе о разных загадках природы. Хотите послушать одну загадочную историю?
Дети: Да-а-а-а.
Красный снег
Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал... красный снег! Песец протрусил - за ним красная строчка следов, куропатки пробежали - красными крестиками наследили. Слепили снежок из снега - розовый! Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь!
Воспитатель: Что увидели полярники? Какие животные и птицы оставили красные следы на снегу? Что еще оставило след?
Дети: Красный снег! Песец! Куропатки! Лыжи!
Воспитатель: (еще раз читает первую часть рассказа) Ребята, подумайте и скажите почему снег красный?
Дети: Краска разлилась.
Воспитатель: Какие следы оставили звери и птицы?
Дети: Красная строчка от песца, куропатки – красными крестиками.
Воспитатель:Кто мне поможет еще раз загадать загадку? Света, помоги мне рассказать.
Дети: (Света рассказывает загадку).
Воспитатель: Кто еще хочет загадать загадку?
Дети: Я!
Воспитатель: Молодцы, Ребята! (читает отгадку)
Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег зацвел! Только-то и всего.
Воспитатель: Почему снег стал красным? Что разрослось от солнышка? (после ответов детей читает отгадку еще раз).
Воспитатель: Я загадаю загадку, а кто-то из вас расскажет отгадку. (читает загадку)
Маша, расскажи отгадку. А теперь Саша задаст загадку, а Женя отгадает ее.
Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем, представим, что мы лепим снежки из красного снега, рассмотреть их, бросить, пытаясь попасть в скалу (физкультминутка, слова сопровождаются действиями).
Воспитатель: Слушаем следующую загадочную историю «Волосатое дерево».
Волосатое дерево
Разные бывают деревья: толстые - тонкие, высокие - низкие, прямые - кривые. А в горах можно увидеть дерево волосатое! Увидишь - глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь - так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс! Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое...
Воспитатель: Ребята какие бывают деревья?
Дети: Толстые, тонкие и т.д
Воспитатель: А в горах какое дерево можно увидеть? Что в нем особенного? На что похоже такое дерево?
Дети: Волосатое, оно мохнатое, как собака.
Воспитатель: Как вы думаете почему дерево мохнатое? Леша, как ты думаешь?
Воспитатель: Кто загадает загадку еще раз? Давай, Максим, загадаем загадку вместе еще раз.
(просит еще 2 детей)
Воспитатель: Слушайте отгадку: Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тереться! Линяет она весной, шерсть зимняя клочьями - вот о кору и счесывает. Одна коза почешется, вторая потрется, третья поскребется - дерево шерстью и обрастет! Стоит волосатое дерево - всем на удивление.
Воспитатель: Почему дерево мохнатое? Кто в этом виноват?
Дети: Козы.
Воспитатель: Что козы сделали? Как они оставляют свою шерсть? Почему шерсть остается на стволе дерева? Даша, как ты думаешь?
Дети: Это козы виноваты, они линяют и трутся о дерево.
Воспитатель: А Маша как думает?
Воспитатель: Умницы! Сейчас я расскажу загадку, а кто-то расскажет мне отгадку. Давай, Сережа, расскажи отгадку. Кто ему поможет? Андрей поможет.
Воспитатель: Теперь Гоша расскажет нам и загадку и разгадку. Какой он молодец!
Пересказ рассказа
В. Бианки «Купание медвежат»
Цель. Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь
правильно строить предложения.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята давайте послушаем рассказ «Купание медвежат».
Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежонка и пестун - ее годовалый сын, медвежья нянька. Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом - в воду, как первого. Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорет! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
Воспитатель: Как охотник увидел медведей? Что он сделал, увидев их?
Дети: спрятался на дерево.
Воспитатель: Опишите героев купания, с кем пришла медведица?
Дети: Медведица с двумя медвежатами.
Воспитатель: Кто такой пестун? Как он начал купать медвежонка?
Дети: Годовалый медвежонок, нянька для младших медвежат.
Воспитатель: Андрей, как в рассказе назван очень жаркий день?
Дети: Знойный.
Воспитатель: Пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером. Послушайте рассказ еще раз (чтение).
Воспитатель: Сначала надо рассказать о том, как полоскали первого малыша. Кто поможет мне рассказать? Может ты, Дима?
Дети: (рассказывают)
Воспитатель: Кто еще раз расскажет про первое купание?
Воспитатель: Молодец, Катя. Расскажите мне, как купали второго медвежонка?
Дети: Окунали и он визжал.
Воспитатель: Кто помогал маме-медведице?
Дети: Пестун.
Воспитатель: Артем, расскажи, как пестун помогал маме?
Воспитатель: Что случилось при купании? Почему визжал второй медвежонок?
Дети: Он убегал, но его поймали и искупали.
Воспитатель: Кто поможет мне рассказать про второе купание еще раз? Коля поможет мне.
Воспитатель: Какой ты молодец!
Воспитатель: Чем завершилось купание? Артем, продолжит наш рассказ.