Конспект НОД в средней группе «Золотая осень»
 Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
  Задачи:
  1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе.  
  2. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  3. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.  
  Предварительная работа.  
  – Наблюдения за живой и неживой природой.  
  – Заучивание стихов об осени.  
  – Составление гербария из осенних листьев и др.  
  Оснащение: листья осенние, ваза, сделанная из природного материала.  
  Возрастная категория: 4-5 лет.  
  
 
  Ход НОД:
  - Добрый день! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путешествие.  
  - Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что необычного вы увидели в нашей группе?  
  -Да наша группа украшена листьями. А где мы взяли эти листья?  
  Листья с веток облетают,
  Птицы к югу улетают.
  «Что за время года?» — спросим.
  Нам ответят: «Это...» (осень)
  Мы украсили нашу группу листочками, потому, что на улице осень и наше занятие об осени и называется: «Золотая Осень».
  А теперь давайте отгадаем загадки и узнаем признаки осени.  
  Листья в воздухе кружатся,
  Тихо на траву ложатся.
  Сбрасывает листья сад —
  Это просто... (листопад)
  
 
  Стало ночью холодать,
  Стали лужи замерзать.
  А на травке — бархат синий.
  Это что такое? (Иней)
  
 
  Ветер тучу позовет,
  Туча по небу плывет.
  И поверх садов и рощ
  Моросит холодный... (дождь)
  
 
  Стало хмуро за окном,
  Дождик просится к нам в дом.
  В доме сухо, а снаружи
  Появились всюду... (лужи)
  
 
  В сером небе низко
  Тучи ходят близко,
  Закрывают горизонт.
  Будет дождь.
  Мы взяли... (зонт)
  
 
  Лист осенний долго кружит,
  И его Варвара сушит.
  А потом мы вместе с Варей
  Дома делаем... (гербарий)
  
 
  Игра: «Осенью» (с мячом).
  Ребята, я предлагаю вам игру с мячом, которая называется «Осенью».
  - Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.  
  Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.  
  Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.  
  Урожай осенью — Урожай осенью убирают.  
  Птицы осенью — Птицы осенью улетают.  
  Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.  
  Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.  
  - Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь мы будем играть с нашими листочками.  
  Физминутка.
  Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.  
  Мы — осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
  Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
  Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
  Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках.)
  Полетели, полетели,
  И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
  Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх  руками.)
  И листочки все поднял,
  Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
  И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
  
 
  - Молодцы! А теперь давайте соберём наши красивые листочки в букет и поставим в нашу вазу.
  - Из нашего занятия я поняла, что осень вам нравиться.  
  (Стук в дверь, входит Осень)
  Осень:
  Лес разделся,
  Неба просинь,
  Это время года — …
  (осень)
  - Ребята, давайте прочитаем стихи, которые мы приготовили для Осени. (Читают стихи про Осень).
  Осень:
  - Спасибо большое! Мне было очень приятно. Но сейчас мне необходимо идти, ведь я еще не все дела сделала. (Осень прощается с детьми и уходит).
  Воспитатель:
  - Ребята, наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие. Что нового вы узнали сегодня на занятии?  
  - Вот и закончилось наше занятие. Но мы ещё не раз будем возвращаться к временам год. Будем наблюдать изменения в природе на прогулках.
  - Ой, ребята, а я ведь забыла про гостинцы от Осени! Да как много, на всех хватит. (Воспитатель раздаёт яблоки детям).