Конспект занятия в старшей группе по теме: Семёнов город мастеров
Конспект занятия в старшей группе по теме: Семёнов город мастеров
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: Семёнов город мастеров.Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, в нём представленно история создания русской матрёшки, знакомство с изделиями Семёновских мастеров, что воспитывает патриотизм, любовь к предметам народного быта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развивать умения сравнивать предметы, находить сходства и отличия;
Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки - матрёшки;
Воспитывать патриотизм, любовь к предметам народного быта.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, проходите, посмотрите, сколько у нас в группе гостей. Давайте с ними поздороваемся, и я вас им представлю.
Это наши дети, самые лучшие и красивые на свете.
Они очень любят, играть, петь и танцевать
Они очень весело смеются и радостно просят вас улыбнуться.
Давайте улыбнёмся друг другу.
Воспитатель: Ребята, вы любите сюрпризы? (ответ детей) .
У меня для вас сюрприз, одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …(матрешка)
Воспитатель: вы угадали, это матрешка (достает матрешку). А, что у нее в руках? Какое-то письмо. Давайте прочитаем?
Воспитатель читает письмо, прикрепленное к матрешке. «Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки. Вы меня узнали без сомненья, да, меня Матрешкою зовут. Принесла я вам сегодня приглашение: От матрешек. Они вас в гости очень ждут».
Давайте вспомним об истории создания русской матрешки. Около ста лет назад привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу. Это был добродушный лысоватый старичок с головой вытянутой вверх, раскроешь его, а там ёщё такая же игрушка, раскроешь вторую а там третья, внутри помещалась вся его семья. И звали его Фукурума. Игрушка очень понравилась нашему художнику Сергею Малютину, и он решил сделать такую же для русских детей. Изготовить свою небывалинку он заказал токарю Михаилу Звездочкину. Так появилась розовощекая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, платке с цветами. Правой рукой она прижимала к себе черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Почему игрушку назвали матрешкой?
Потому, что имя Матрена было самым распространенным на Руси. Так родилась в старинном русском городе Загорске, а ныне этот город называется Сергиев Посад первая русская матрешка.
- Из чего делают матрешек?(Ответы детей)
Матрешек делают из липового, лиственного или осинового полена, срубленного ранней весной. Мастер тщательно отбирает материал для кукол, чтобы не было ни сучка, ни трещинки и только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Процесс создания матрешки долгий, ни один человек трудится над ее созданием. Сначала матрешку вытачивают из дерева, этим занимается токарь, начинает он с самой маленькой матрешки, затем больше и больше. Потом следующий этап «одевание» матрешек, этим занимается художник – их расписывают.
- Хотите поиграть с матрёшкой?
- Ребята, посмотрите на матрёшек они одинаковые или разные? ( Ответы детей).
По росписи можно узнать, откуда матрёшка родом, какие мастера её расписывали.
- Сегодня мы в гостях в г.Семёнове в центре русских промыслов
- Ребята, посмотрите на карту, г.Семёнов.
Работа с картой
Токари Семенова создали свою собственную форму матрешки, она имеет относительно узкую верхнюю и более широкую часть снизу.
- Ребята, посмотрите на матрёшку, и расскажите как она расписана
У Семеновской матрешки весь фартук занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. У Семеновской матрешки желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами. Ротик бантиком, на щеках малиновый румянец.(Найди отличие).
- Какие основные цвета используют мастера? (красный, синий, жёлтый, зелёный)
Расписывают матрёшек поточным методом, т.е. каждый художник расписывает что-то своё, один платочек, другой личико, ручки, третий – сарафан, четвёртый цветы. Как художник задумает, такая матрёшка и получится. Ещё отличается она и многоместностью, в неё вкладывается 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена 72-местная матрёшка высотой 1 м.
Более 100 лет назад мастера изготовляли матрёшку на дому, затем мастера г.Семёнова и близлежащие к нему деревни объединились. В начале в неё входили 20 человек.
Выставите 20 матрёшек. Посчитайте.
В настоящее время г. Семёнов - это самый крупный центр по изготовлению матрёшки в России.
В городе Семёнове, не только изготавливали матрёшек, но и разную посуду. В нашем саду, есть замечательные ложки, которыми мы любим играть, тоже из города Семёнова.
- Ребята, а хотите поиграть с ложками? (ответы детей)
- Ребята, а хотите побывать мастерами?
Сейчас каждый из вас сделает свою авторскую матрешку, а пока подумайте, как вы ее будете украшать (минутка релаксации).
Пальчиковая игра «Матрешки»
Мы красавицы – матрешки
(поворачивают руки как фонарики)
Разноцветные одежки
(сжимают и разжимают пальцы)
Раз – Матрена, два – Малаша
Мила – три, четыре – Маша
Маргарита – это пять
(поднимают пальчики)
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Составляй любой узор
Чтобы радовал он взор
(Дети работают. Украшают плоскостных матрешек с помощью зерен какао, гороха, фасоли, арбузных и тыквенных семечек, макаронных изделий)
Воспитатель: А теперь нам пришла пора возвращаться в нашу группу.
На минутку закроем глазки,
И вернемся домой из матрешкиной сказки.
Пока буду я считать, нельзя глазки открывать.
1, 2, 3, 4, 5 пора глазки открывать.
Вот мы и в нашей зале. Вам понравилось наше путешествие?
- В каком городе мы побывали?
- Какой праздник, мы сегодня отмечаем? (Ответы детей).