Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Дружат народы нашей страны"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Дружат народы нашей страны"
Образовательные области: Коммуникация, социум, познание, творчество.
Раздел: Ознакомление с окружающим
Цель: Знать и называть национальности народов проживающих в Республике Казахстан.
Задачи: Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию и толерантное отношению к другим национальностям, проживающим в нашей Республике. Закреплять представление о Казахстане как о дружной стране, где живут в мире и согласии представители разных национальностей. Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом с тобой. Развивать связную речь, обогатить словарный запас новыми словами. Воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Индивидуальная работа: С Катей, Ирадой закрепить умение называть казахскую национальную одежду.
Материал: национальная одежда, посуда, музыкальные инструменты, атрибуты к подвижной игре, куклы одетые в национальную одежду.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений разных народов - сказки казахские, русские, украинские, рассматривание альбомов, фотографий, слайдов, разучивание народного фольклора, подвижные игры разных народов, рассматривание кукол в национальной одежде, прослушивание народных мелодий.
Ход занятия:
Круг радости:
Сколько добрых лиц вокруг,
Приглашаю всех я в круг.
Давайте за руки возьмем!
Слова любви произнесем!
Дети:
Любим, любим всех вокруг,
Как хорошо, что рядом друг!
Воспитатель рассаживает детей на стульчики.
В-ль: Есть много праздников на свете
Они приходят в свой черёд.
Ну, а кто ответит, дети
Праздник какой скоро нас ждет?
Дети: 1 мая. День единства и дружбы народов Казахстана.
В-ль: Правильно. И сегодня мы будем говорить об этом празднике. Посмотрите, как нас много в группе, какие мы все разные и несмотря на это, мы очень дружные ребята. Сейчас об этом Кирилл прочитает стихотворение.
Кирилл Как повезло тебе и мне,
мы родились в такой стране,
Куда ни глянь - кругом друзья!
Мой Казахстан! Республика моя!
В-ль: Ребята, а люди каких национальностей живут в нашей стране?
Дети:
В-ль: А в нашей группе дети каких национальностей?
Воспитатель спрашивает детей.
В-ль: Вот сколько детей разных национальностей у нас в группе. Ребята, а вы знаете, у каждого народа есть своё национальное богатство - это традиции, народные сказки и пословицы, национальная одежда и национальные блюда, национальные игры. И сегодня я предлагаю вам, отправится в гости к Данияру, Тане и Арине, чтобы посмотреть и узнать больше о традициях и быте в этих семьях.
В-ль: . Ну что, пойдём в гости? А когда мы придем в гости к Данияру на каком языке мы поздороваемся? А у Тани, а у Арины на каком языке мы будем здороваться?
Молодцы, правильно, ну тогда вперед.
Дорога будет длинная и нелегкая.
(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения)
В гости мы идем
И взбираемся на холм.
(Ходьба на месте с имитацией подъема в гору).
На холме мы видим дом,
(Складываем домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – «крыша дома»).
Много зелени кругом.
(Делаем волнообразные движения руками).
Дом стоит на высоте,
(Поднять руки вверх).
А вокруг цветы в траве.
(Сложить вместе кулачки перед грудью и развести ладони с раскрытыми пальцами, не отрывая запястий. Повторить то же движение, отведя руки влево, затем вправо).
К дому быстро подбегаем,
(Пальцы «побежали по столу»).
Кто же в нем живет, узнаем.
(Приподнять плечи, развести руки в стороны.).
В дверь стучимся:
Тук-тук-тук.
(Постукивание кулаком по столу)
Кто-то к нам идет на стук?
(Прикладываем ладонь к уху, как будто прислушиваемся).
В-ль: Предлагает детям поздороваться с хозяевами дома на казахском языке.
Данияр: Известно народ наш для дружбы открыт,
Единство и дружбу он в сердце хранит.
Земля Казахстана, родная страна,
Лучами согласия озарена!
В-ль: Ребята, а как называется дом у казахов?
Дети: Юрта.
В -ль: Посмотрите как красиво в юрте. Что мы видим здесь?
Дети: Называют.
В-ль: Посмотрите на Данияра и его маму, как красиво они одеты. Как называется эта одежда?
Дети:
В-ль: Как называются брюки? Как называется рубашка, в которую одет Данияр? А поверх рубашки что надел Данияр? Назовите мне головной убор у Данияра?
В-ль: Во что одета мама Данияра? Как называется платье? А что надела мама Данияра поверх платья.
Дети:
В-ль: Посмотрите, что приготовила мама Данияра? Как называется национальное блюдо у казахов?
Дети: Баурсаки.
В-ль: А какие казахские национальные блюда вы знаете ещё?
Дети:
В-ль: Молодцы, ребята. Ребята, казахи очень любят играть в веселые подвижные игры, и я вам предлагаю поиграть в казахскую национальную игру "Тенге алу"
После игры воспитатель благодарит маму Данияра за гостеприимство и предлагает пойти в гости к Тане вместе с Данияром.
В-ль: Давайте поздороваемся.
Таня: Я встречать гостей готова,
Посмотрите на обновы,
Сарафан-то расписной,
Да красивый он какой.
В-ль: Во что одета Таня? А мама Тани?
Дети: Русский национальный костюм.
В-ль: Из чего состоит русский национальный костюм у Тани? А у мамы?
Сарафан, а на голове кокошник, а поверх кокошника платок.
В-ль: А как называется дом у русского народа?
Дети: Изба.
В-ль: Правильно. А что мы видим на столе?
Дети: Блины.
В-ль: А, что мы еще видим у Тани в избе?
Дети: Музыкальные инструменты.
В-ль: А как называются русские музыкальные инструменты? (Дети называют)
В-ль: Неужели на ложках можно играть? Мы хотим попробовать с ребятами.
Мама Тани предлагает сыграть на ложках.
В-ль и дети прощаются и благодарят маму Тани за гостеприимство. И приглашает Таню пойти в гости к Арине, посмотреть на украинский национальный быт.
В-ль и дети здороваются на украинском языке
Арина: Приглашаем всех до хаты
Мы гостям всегда так рады!
В-ль: Как называется дом у украинского народа? Дети: Хата.
В-ль: Посмотрите, как красиво одета Арина с мамой. Как называется эта одежда?
Дети: Украинский национальный костюм.
В-ль: Давайте послушаем маму Арины, она нам расскажет об украинском национальном костюме.
Мама: Юбка называется спидныця, сверху плахта в крупную клетку. Сорочка - кошуля, а на голову надевают венок с разноцветными лентами.
В-ль: Спасибо. Ребята, мама Арины приготовила украинское национальное блюдо. Кто знает, как называется?
Дети: Деруны.
В-ль Молодцы, ребята. А ещё украинский народ очень любит танцевать, и сейчас давайте станцуем украинский танец.
Мама Арины: Музыка украинска заиграй,
Арина друзей танцевать приглашай. Танец:
В-ль: Благодарит маму Арины за гостеприимство. Прощаются на украинском языке.
В-ль: Ну вот, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Мы сегодня побывали с вами в гостях у наших ребят. Вам понравилось?
Дети: Да!
1. Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети,
На нашей планете,
2 Вся наша Земля-
Как большой детский сад,
Где каждый друг другу
Сестра или брат.
3. Пусть общими будут -
Навеки, навеки! -
И небо, и море,
И горы, и реки,
И снег и тюльпаны
И солнце и пламя.
Пусть будут все дети
Навеки друзьями!
В-ль: И неважно, у кого какой дом,
Самое главное, что мы все дружно живем!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Дружат народы нашей страны" »
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим
по теме "Дружат народы нашей страны"
составила воспитатель первой категории
- Н.И.Непейвода
Центр эстетического развития
ясли-сад №15 «Бобек»
город Экибастуз, Павлодарская область, Республика Казахстан.
Образовательные области: Коммуникация, социум, познание, творчество.
Раздел: Ознакомление с окружающим
Цель: Знать и называть национальности народов проживающих в Республике Казахстан.
Задачи: Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию и толерантное отношению к другим национальностям, проживающим в нашей Республике. Закреплять представление о Казахстане как о дружной стране, где живут в мире и согласии представители разных национальностей. Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом с тобой. Развивать связную речь, обогатить словарный запас новыми словами. Воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Индивидуальная работа: С Катей, Ирадой закрепить умение называть казахскую национальную одежду.
Материал:национальная одежда, посуда, музыкальные инструменты, атрибуты к подвижной игре, куклы одетые в национальную одежду.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений разных народов - сказки казахские, русские, украинские, рассматривание альбомов, фотографий, слайдов, разучивание народного фольклора, подвижные игры разных народов, рассматривание кукол в национальной одежде, прослушивание народных мелодий .
Ход занятия:
Круг радости:
Сколько добрых лиц вокруг,
Приглашаю всех я в круг.
Давайте за руки возьмем!
Слова любви произнесем!
Дети:
Любим, любим всех вокруг,
Как хорошо, что рядом друг!
Воспитатель рассаживает детей на стульчики.
В-ль: Есть много праздников на свете
Они приходят в свой черёд.
Ну, а кто ответит, дети
Праздник какой скоро нас ждет?
Дети: 1 мая. День единства и дружбы народов Казахстана.
В-ль: Правильно. И сегодня мы будем говорить об этом празднике. Посмотрите, как нас много в группе, какие мы все разные и несмотря на это, мы очень дружные ребята. Сейчас об этом Кирилл прочитает стихотворение.
Кирилл Как повезло тебе и мне,
мы родились в такой стране,
Куда ни глянь - кругом друзья!
Мой Казахстан! Республика моя!
В-ль: Ребята, а люди каких национальностей живут в нашей стране?
Дети:
В-ль: А в нашей группе дети каких национальностей?
Воспитатель спрашивает детей.
В-ль: Вот сколько детей разных национальностей у нас в группе. Ребята, а вы знаете, у каждого народа есть своё национальное богатство - это традиции, народные сказки и пословицы, национальная одежда и национальные блюда, национальные игры. И сегодня я предлагаю вам, отправится в гости к Данияру, Тане и Арине, чтобы посмотреть и узнать больше о традициях и быте в этих семьях.
В-ль: . Ну что, пойдём в гости? А когда мы придем в гости к Данияру на каком языке мы поздороваемся? А у Тани, а у Арины на каком языке мы будем здороваться?
Молодцы, правильно, ну тогда вперед.
Дорога будет длинная и нелегкая.
(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения)
В гости мы идем
И взбираемся на холм.
(Ходьба на месте с имитацией подъема в гору).
На холме мы видим дом,
(Складываем домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – «крыша дома»).
Много зелени кругом.
(Делаем волнообразные движения руками).
Дом стоит на высоте,
(Поднять руки вверх).
А вокруг цветы в траве.
(Сложить вместе кулачки перед грудью и развести ладони с раскрытыми пальцами, не отрывая запястий. Повторить то же движение, отведя руки влево, затем вправо).
К дому быстро подбегаем,
(Пальцы «побежали по столу»).
Кто же в нем живет, узнаем.
(Приподнять плечи, развести руки в стороны.).
В дверь стучимся:
Тук-тук-тук.
(Постукивание кулаком по столу)
Кто-то к нам идет на стук?
(Прикладываем ладонь к уху, как будто прислушиваемся).
В-ль: Предлагает детям поздороваться с хозяевами дома на казахском языке.
Данияр: Известно народ наш для дружбы открыт,
Единство и дружбу он в сердце хранит.
Земля Казахстана, родная страна,
Лучами согласия озарена!
В-ль: Ребята, а как называется дом у казахов?
Дети: Юрта.
В -ль: Посмотрите как красиво в юрте. Что мы видим здесь?
Дети: Называют.
В-ль: Посмотрите на Данияра и его маму, как красиво они одеты. Как называется эта одежда?
Дети:
В-ль: Как называются брюки? Как называется рубашка, в которую одет Данияр? А поверх рубашки что надел Данияр? Назовите мне головной убор у Данияра?
В-ль: Во что одета мама Данияра? Как называется платье? А что надела мама Данияра поверх платья.
Дети:
В-ль: Посмотрите, что приготовила мама Данияра? Как называется национальное блюдо у казахов?
Дети: Баурсаки.
В-ль: А какие казахские национальные блюда вы знаете ещё?
Дети:
В-ль: Молодцы, ребята. Ребята, казахи очень любят играть в веселые подвижные игры, и я вам предлагаю поиграть в казахскую национальную игру "Тенге алу"
После игры воспитатель благодарит маму Данияра за гостеприимство и предлагает пойти в гости к Тане вместе с Данияром.
В-ль: Давайте поздороваемся.
Таня: Я встречать гостей готова,
Посмотрите на обновы,
Сарафан-то расписной,
Да красивый он какой.
В-ль: Во что одета Таня? А мама Тани?
Дети: Русский национальный костюм.
В-ль: Из чего состоит русский национальный костюм у Тани? А у мамы?
Сарафан, а на голове кокошник, а поверх кокошника платок.
В-ль: А как называется дом у русского народа?
Дети: Изба.
В-ль: Правильно. А что мы видим на столе?
Дети: Блины.
В-ль: А, что мы еще видим у Тани в избе?
Дети: Музыкальные инструменты.
В-ль: А как называются русские музыкальные инструменты? (Дети называют)
В-ль: Неужели на ложках можно играть? Мы хотим попробовать с ребятами.
Мама Тани предлагает сыграть на ложках.
В-ль и дети прощаются и благодарят маму Тани за гостеприимство. И приглашает Таню пойти в гости к Арине, посмотреть на украинский национальный быт.
В-ль и дети здороваются на украинском языке
Арина: Приглашаем всех до хаты
Мы гостям всегда так рады!
В-ль: Как называется дом у украинского народа? Дети: Хата.
В-ль: Посмотрите, как красиво одета Арина с мамой. Как называется эта одежда?
Дети: Украинский национальный костюм.
В-ль: Давайте послушаем маму Арины, она нам расскажет об украинском национальном костюме.
Мама: Юбка называется спидныця, сверху плахта в крупную клетку. Сорочка - кошуля, а на голову надевают венок с разноцветными лентами.
В-ль: Спасибо. Ребята, мама Арины приготовила украинское национальное блюдо. Кто знает, как называется?
Дети: Деруны.
В-ль Молодцы, ребята. А ещё украинский народ очень любит танцевать, и сейчас давайте станцуем украинский танец.
Мама Арины: Музыка украинска заиграй,
Арина друзей танцевать приглашай. Танец:
В-ль: Благодарит маму Арины за гостеприимство. Прощаются на украинском языке.
В-ль: Ну вот, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Мы сегодня побывали с вами в гостях у наших ребят. Вам понравилось?
Дети: Да!
1. Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети,
На нашей планете,
2 Вся наша Земля-
Как большой детский сад,
Где каждый друг другу
Сестра или брат.
3. Пусть общими будут -
Навеки, навеки! -
И небо, и море,
И горы, и реки,
И снег и тюльпаны
И солнце и пламя.
Пусть будут все дети
Навеки друзьями!
В-ль: И неважно, у кого какой дом,
Самое главное, что мы все дружно живем!
Как - бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что, нам есть чем гордиться. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Понимая важность этого вопроса, я в своей группе запланировала работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому моей задачей, как педагога является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к традициям и промыслам своего народа; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс, поэтому постепенно накапливаем методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьёй.
В группе создаём условия для развития у детей нравственно – патриотического потенциала. Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группе.
Прививая любовь к Родине, мы начинаем со знакомства детей с символами государства (герб, флаг, гимн). Также знакомим с Президентом нашей Республики. Для этого создан центр патриотического воспитания, куда входят: символика страны; альбомы с фотографиями родного города; иллюстрации костюмов народов мира; литература по патриотическому воспитанию: казахские народные пословицы и поговорки; описание народных обычаев и традиций; изделия декоративно-прикладного искусства.
Занятия, беседы, чтение художественной литературы о батырах соединены с изучением истории Казахстана и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться своими предками.
Также знакомим детей с историей и достопримечательностями г.Экибастуза, через чтение литературы: легенда о Экибастузе; стихотворения о нашем городе; а так - же рассматривание фотографий, иллюстраций о г.Экибастузе.
Для нравственно-эстетического развития детей в группе организованы музыкально - театральные центры, в которых подобраны соответствующие пособия: масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга в группе. Имеется материал о казахских народных музыкальных инструментах, а также собрана фонотека с записями: Гимн Казахстана, музыка народов мира, русские народные сказки, звуки природы.
В центре искусства имеются трафареты казахского орнамента и одежды, дети с удовольствием обводят, закрашивают, разрисовывают одежду.
В спортивном центре, кроме спортивного оборудования, мы имеем описание и атрибуты для казахских народных подвижных игр, таких как: «Корше», «Кыз куу», «Байга» и др.
Большое значение имеет закрепление и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование представления о семье, родословной, для этого рассказываем детям, как и почему появились у людей имена, значение имён, проводим беседы: «Мой дом», «Моя семья».
Знакомим детей с трудом взрослых, с разными профессиями. Играем в сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Магазин» и др. Изготовили дидактические игры: «Что лишнее» (о блюдах), «Лото – магазин»; «Что пригодится при пожаре» и др. Также провели совместный праздник с родителями на тему: «Дружат народы нашей страны»
Чтобы воспитать любовь: к родному краю; растениям и животным, населяющим его; вызвать желание общаться с природой – проводим: целевые прогулки по участку детского сада, в национальные центры нашего города, где дети знакомятся с обычаями и традициями народов разных национальностей; наблюдения, исследования, опыты; уход за растениями в группе и на участке. Для этого имеются все атрибуты и пособия в уголке природы и центре экспериментирования.
Так как в работе по формированию у детей нравственно – патриотического потенциала важна преемственность, сотрудничество с родителями. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, для этого проводим консультации и беседы на тему: «Основы нравственных отношений в семье».
Праздники также занимают большое место в сфере развития нравственно – патриотических качеств. Привлекаем родителей к участию в совместных праздниках, таких как: «Папа, мама, я – спортивная семья», « Дружат народы нашей страны».
При знакомстве детей с народами разных национальностей проживающих в нашей Республике, я уделила большое внимание, так как в группе у меня есть дети разных национальностей. Поэтому очень важно ознакомить детей с культурными традициями других народов, постараться воспитать благожелательное отношение к людям других национальностей.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Считаю, что главной задачей является нравственно – патриотическое воспитание детей. Я хочу поделиться опытом, как я прививаю своим детям нравственные качества. Как я это делаю?
Учу детей идти вверх по ступеням нравственного воспитания положительному общению на основе чувств в доброжелательности, умении играть рядом с детьми, делиться с ними игрушками.
Считаю самым важным прививать детям любовь к семье, городу, стране, детскому саду. Ведь в детском саду дети находятся целый день.
Хочу остановиться на том, что прежде всего в нашей группе созданы условия для развития детей. Есть патриотический уголок, где находятся герб, гимн Казахстана, флаг Казахстана, портрет президента, книги о книги о Казахстане, книги о нашем городе, иллюстрации и наборы открыток.
Также организован книжный уголок, где имеется литература о природе, стихи разных поэтов, рассказы, книги о нравственных поступках взрослых и детей.
Большое место в нравственном воспитании занимает природа, которая является важнейшим фактором. В группе имеется уголок природы, где знакомлю детей с природой родного края, есть наборы открыток птиц, рыб, зверей, растений. Собран бросовый материал: шишки, различные ракушки, сухие листья, камешки, кусочки тканей, и т. д., который используем в творческих работах детей.
Согласно перспективного, тематического и календарного планирования организую с детьми различные виды деятельности. Оформляю для детей рисунки с мастерством народных умельцев, учу рассматривать казахский орнамент; узоры хохломской, дымковской, гжельской росписи. Воспитываю интерес к народным промыслам, народным традициям, народному достоянию и обучаю детей рисованию элементов росписи.
Учу аккуратно работать и доводить начатое дело до конца. В мини – музей подбираем игрушки и посуду разных национальностей: казахов, русских, татар, узбеков, украинцев.
С любопытством мальчишки и девчонки расспрашивают о жизни других людей в других странах и других континентах, в отдаленных уголках нашей Родины.
В воспитании всегда важен результат. Я считаю, что моя работа приносит ожидаемые результаты. У детей сформированы знания о любви к малой родине, своему Отечеству, родному краю, родной культуре. Создана благоприятная обстановка, дети доброжелательны, отзывчивы.
Родителям могу посоветовать привлекать своих детей к общественной жизни, ходить со своими детьми на прогулки, экскурсии, по историческим местам, к памятникам погибшим воинам, посещать краеведческие музеи, картинные галереи, театры, парки и т. д.
Большое место в работе по нравственно – патриотическому воспитанию занимают праздники.