1. Введение в тему. Логопед загадывает загадки про посуду:
Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.
Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.
Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш.
Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.
Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.
Все отгадки выставляются на стол. «Как все это назвать одним словом?» ( посуда)
2. Употребление существительных в родительном падеже.
Игра «Чего не стало?». Выставляются 5—6 предметов посуды. Детей просят закрыть глаза, Незнайка прячет один предмет. Дети догадываются и отвечают, какой. Не стало кастрюли, чайника, сковородки, стакана, чашки, тарелки, ложки, вилки, блюдца...
3. Образование относительных прилагательных. Детям напоминают произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». «Прибежала посуда и к нам, да так вся перепуталась: тут и для чая. Давайте все вместе разберем ее». Логопед берет кастрюлю, сковороду, большой чайник, половник, терку, нож, дуршлаг... «Для чего эта посуда нам нужна? — Эта посуда нужна для приготовления пищи. — Где готовим пищу? — На кухне. Это кухонная посуда!» Логопед берет тарелки глубокие и мелкие, ложки, вилки, ножи, хлебницу... «Для чего нужна эта посуда? Да, она нужна для готовой пищи, в нее кладут готовую еду, а потом обедают. Это обеденная посуда или столовая!» Логопед берет чайное блюдце, чашку, чайную ложечку, заварной чайничек, сахарницу, конфетницу... «Для чего нужна эта посуда? Да, ее расставляют, когда пьют чай. Подумайте, как она называется? Чайная!»
4. Дифференциация форм винительного падежа ( - о- у) во фразах. Составление предложений по сюжетной картинке.
9. Закрепление материала. На доске три сюжетные картинки: «Девочка пьет чай», «Повар на кухне», «Семья обедает». У детей предметные картинки «посуда», дети подставляют свои картинки к сюжетным. Например: «Чашка — это чайная посуда. Кастрюля — это кухонная посуда...».