2. сюжетные картинки с изображением различного вида транспорта, разрезанные на 4-5
частей для игры «Собери картинку»;
3. карточки-загадки для вступительной части занятия;
4. мяч для игры «Не ошибись!»
5. поделки и рисунки детей, подготовленные на предварительных занятиях;
6. наклейки с изображением транспорта;
Предварительная работа.
Повторение ПДД; чтение рассказа М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей
улице»; строительные игры, конструирование на тему: «Улицы нашего города»; ручной труд с детьми методом–оригами (самолёт, машинка, пароход); рисование
различных видов транспорта.
Ход непосредственно - образовательной деятельности.
1. Организационный момент - приветствие.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! (приглашает сесть на стульчики).
Вы проснулись? Да проснулись.
Вы друг другу улыбнулись? Улыбнулись.
Я рада, что у вас хорошее настроение.
Воспитатель до занятия размещает на доске иллюстрации транспорта в
хаотичном порядке, на столе размещает поделки, изготовленные детьми из бумаги на предварительных занятиях.
Ребята, предлагаю вам отгадать загадки. Послушайте их внимательно.
*Загадки про разные виды транспорта (развитие мышления, внимания).
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(Машина)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Дети отгадывают загадки.
Воспитатель: молодцы! Вы правильно отгадали все загадки. А как все эти предметы можно назвать одним словом?
Дети: транспорт.
Воспитатель: правильно. Сегодня мы побеседуем о транспорте.
2. Основная часть.
*Игра «Что лишнее?» (закрепление знаний детей о видах транспорта,
совершенствование синтаксической стороны речи, развитие внимания).
Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску. На ней виды транспорта по месту передвижения перепутаны. Воспитатель: ребята, посмотрите какой здесь беспорядок! Всё перепутано! Я предлагаю навести порядок. Согласны? Давайте определим, что лишнее в каждом ряду, и каждому транспорту укажем своё место передвижения.
Дети по очереди работают у магнитной доски.
Ребёнок: самолёт, вертолет и дирижабль -это воздушный транспорт, а машина-
наземный транспорт, поэтому она лишняя в этом ряду, перемещаем ее на свое место….
Воспитатель: посмотрите, какой порядок вы навели! Всё на своём месте! Очень
красивая картина у нас получилась!
Как вы думаете, для чего нужен транспорт?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, чтобы перемещаться (ездить, плавать, летать) в пространстве от одного места в другое. Люди с давних пор верили в чудеса и мечтали летать, плавать и ездить. Придумано было много сказок, где волшебный ковер - самолет или сапоги - скороходы переносили людей по воздуху. Как вы думаете это какой вид транспорта?
Дети: Воздушный.
Воспитатель: Да, это воздушный вид, только это волшебный транспорт, а если говорить о реальном настоящем транспорте и отправиться в путешествие в прошлое, то мы увидим, что первым воздушным транспортом был – воздушный шар. Он летал за счет воздуха, подогретого горелкой. Затем появился дирижабль, и только позднее стали появляться аэропланы, похожие на наш современный
самолет. Все они были практически неуправляемы и двигались по течению ветра, помещался в них один или несколько человек.
Сейчас самолет вмещает себя более 1000 пассажиров и развивает скорость свыше 800 км/час. Управляет самолетом пилот. Кроме пассажирских самолетов есть грузовые, которые перевозят не людей, а грузы. Самый большой грузовой самолет в мире Ан 225 был построен в России, за один раз он может перевезти до 50 легковых машин.
Еще есть вертолеты, они похожи на стрекозу из-за лопастей наверху кабины.
Недостатки вертолета – он медленнее самолета и не такой вместительный, но зато он может приземлиться и взлетать с маленькой площадки, а самолету необходима взлетно-посадочная полоса.
При помощи вертолетов спасают людей в горах, в лесу, на море. Лесные пожары без вертолета тоже не обойдутся. Полицейские патрулируют город на вертолетах.
Вот какой он востребованный.
Сейчас посмотрим, как вы запомнили воздушный транспорт. Мы поиграем с вами
в игру «Что летает?»
*Игра «Что летает?»
(Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков. Я вам называю вид
транспорта и поднимаю руки в стороны («ЛЕЧУ»). Вы должны подумать может лилетать данный вид транспорта и если да - то поднять руки как я, если не летает – то опустить руки вниз.
В конце игры воспитатель приглашает детей сесть на стульчики, и обращает внимание на «Волшебную книгу».
Воспитатель: посмотрите, у меня есть «Волшебная книга», которая поможет нам перенестись в прошлое. Давайте закроем глаза, я произнесу волшебные слова и мы окажемся в далеком прошлом:
Мульти-пульти, раз, два, три и мы в прошлом, посмотри!
Дети открывают глаза и рассматривают картинки о первом водном транспорте из
«Волшебной книги».
Воспитатель комментирует картинки: Первым водным транспортом стало бревно.
Человек заметил, что оно не тонет и способно удерживать вес человека на воде.
Люди взяли несколько бревен, связали их вместе и получился плот. Позднее смастерили лодку, выдолбив каменным топором середину ствола.
А теперь возвратимся в настоящее. Закрываем глаза, я говорю волшебные слова:
Мульти-пульти, пятью пять и вернулись мы опять!
Воспитатель обращает внимание детей на доску.
Посмотрите, какие сейчас стали лодки. Их делают из резины, она легкая и прочная, ее можно сложить и убрать в машину. Дальше к лодке прикрепили мотор и скорость передвижения значительно увеличилась. Например, на катерах- небольших суднах, скорость свыше 200 км/час (вспомните скутеры – спортивные катеры, спасательные патрульные катера).
Кроме маленьких есть огромные судна, которые как и самолеты бывают
пассажирскими и грузовыми. Управляет кораблем – командир корабля.
Посмотрите, у нас на картинке есть пассажирский лайнер, который напоминает многоэтажный дом. Пассажиры живут в небольших комнатах – каютах. В этом лайнере сделано все так, чтобы людям было удобно путешествовать. Есть и рестораны, и кинозалы, и бассейны.
А теперь мы поиграем в игру «Не ошибись!»
* Игра «Не ошибись!»
Воспитатель приглашает детей в круг. Я вам называю вид транспорта и кидаю мяч. Вы называете, какой транспорт относится к этому виду и кидаете мяч обратно.
Воспитатель: с этим заданием вы тоже хорошо справились. Молодцы!
А теперь внимательно посмотрите на доску, какой вид транспорта мы еще не рассмотрели?
Дети: наземный. Воспитатель: Первым наземным транспортом стала лошадь. Лошадей запрягали в кареты (помните, как в сказке про Золушку). Позднее даже были проложены рельсы и лошадь тянула небольшие вагончики с пассажирами.
Затем повозку сменил трамвай, автобус и троллейбус.
Автобус и троллейбус двигаются на резиновых колесах, только автобус
заправляют топливом, а троллейбус движется за счет электрической энергии, поступающей к его двигателю через провода.
У трамвая железные колеса, которые громко стучат по рельсам, питается он электричеством с помощью проводов, натянутых над дорогой.
Важным наземным транспортом является поезд. Если у трамвая 2-3 вагона, то у поезда их много. Первый вагон – локомотив, управляемый машинистом. Скорость поезда до 200 км/час. Рекорд поставил французский поезд – 515 км/ч. Весь этот транспорт называется общественным, и перевозит много пассажиров.
А сейчас у нас Физкультминутка.
Воспитатель предлагает детям встать около своих стульчиков.
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.)
Теперь побеседуем о личном наземном транспорте, самом популярном на сегодняшний день – об автомобиле.
Сначала он выглядел как трехколесный велосипед (посмотрите на иллюстрации).
Постепенно он видоизменялся и приобрел крышу, двери, резиновые шины.
Автомобиль сегодня разгоняется до высоких скоростей, средняя скорость 80-100 км/час. Боллид формулы -1 – гоночный автомобиль до 300 км/час.
Поэтому машине необходимы тормоза и другие системы безопасности (детское сиденье, ремни и подушки безопасности).
В автомобиле от 15-25 тыс. деталей. Каркас состоит из кузова, дверей, капота, лобового и заднего стекла, крыльев и бампера. Собирают автомобили на заводе с помощью запрограммированных человеком роботов. Затем механики осматривают и проверят машину, совершают пробную поездку, и только после успешного прохождения проверки, автомобиль отправляют на продажу в салон-магазин.