Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Скоро в школу"»
Конспект итогового занятия «Скоро в школу» в подготовительной к школе группе.
Образовательная область познавательное развитие.
Цель:
Обобщение и закрепление знаний у детей подготовительной к школе группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев.
- Закрепить умение работать с таблицами, схемами для развития связной речи детей.
- Продолжать учить решать простые арифметические задачи и логические задачи.
- Закреплять и расширять пространственные представления.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, счету парами, называть соседей числа.
- Продолжать учить детей решать арифметические задачи.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
- Закреплять умения называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10.
- Закрепить знания о составе числа из двух меньших.
- Упражнять в назывании последующих и предыдущих чисел.
- Совершенствовать навыки детей пользоваться знаками действия.
- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельность, инициативность, активность, ответственность.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Предварительная работа:
Подготовка наглядного материала; дидактические игры: «Фигуры из палочек», «Голодный крокодил», «Посчитай сколько», «Танграмм», «Числа-соседи»; работа с мнемотаблицами, описательный рассказ по картине; решение логических задач и конструктивных задач; чтение и составление слов; разгадывание ребусов, загадок, графические диктанты; состав числа в пределах 10 из двух меньших чисел.
Методы и приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов, выполнение игровых действий, физкультминутка).
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, изготовление с помощью родителей карточек и пособий, используемых на занятии. Индивидуальная работа.
Словарная работа:
Пополнять и активизировать словарь. Активизировать употребление в речи названий предметов. Развитие навыков словообразования и словоизменения. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Поощрять характерное для детей шестого года словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Совершенствовать диалогическую речь.
Ожидаемые результаты:
Повторить ранее изученный материал, вызвать у детей интерес к познавательной деятельности, сформировать положительный настрой к дальнейшему обучению.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг и поздороваемся с гостями.
Дети: Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробочку и конверт. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим что там. В конверте лежит письмо, но от кого оно мы узнаем, если отгадаем зашифрованное имя по первым буквам.
Дети: Знайка.
Воспитатель: Всё ясно, значит, письмо нам прислал Знайка. Теперь мы можем с вами его прочесть.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, который лежит на дне этой коробочки, вы сможете его получить, если выполните все задания. Желаю удачи!»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите идти в школу? А чему вы хотите там научиться?
Дети: Мы, хотим научиться: читать, писать.
Воспитатель: Приступаем выполнять задания. Задание № 1 «Круглый год».
Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч.
- Сколько всего времён года? (4)
- Сколько всего месяцев в году? (12)
- Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).
- А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).
- Какое сейчас время года? (Весна)
- В какое время года первоклассники первый раз пойдут в школу? (Осенью).
- Как называется этот осенний месяц? (Сентябрь).
- Назовите все месяца года по порядку. (Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь).
- Назови весенние месяцы по порядку. (Март, апрель, май)
Воспитатель: Задание № 2 «Весна».
- Какие признаки весны вы знаете? (Птицы прилетают из теплых стран, появляются почки, распускаются листочки).
- А почему наступает весна, в чем ее сила? (Солнце согревает нас своими лучами. Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю, поэтому наступает весна).
Дети, а теперь внимательно посмотрите на эти картинки и расскажите о приходе весны.
Примерный рассказ: Наступила весна. Солнце светит ярко. Начал таять снег, на реке ледоход. С крыш домов свисают сосульки. От солнечного тепла они тают. Звенит веселая капель. На дорогах появились лужи, и текут ручьи. Дети радостно пускают кораблики по ручейкам. Люди надели легкую одежду и обувь. В лесах появились проталины, где расцвели первые цветы - подснежники. От зимней спячки просыпаются звери: медведи, барсуки, ежи. Прилетели грачи, скворцы. Люди готовят скворечники для них. В садах, огородах, парках идет посадка деревьев, семян овощей и зелени. Весной расцветают деревья, весенние цветы. Весна красивое время года.
Воспитатель: Задание № 3 «Птицы».
- Какие птицы прилетают первыми? (Грачи).
- Зачем они ходят по полю вслед за пахарем? (Ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из – под снега, первых червяков).
- Какие птицы прилетают весной позже всех? (Ласточки и стрижи). Почему? (Высоко в небе, они обитают и питаются, а насекомые появляются позднее).
- Назови, каких зимующих птиц вы знаете? (филин, дятел, синица, снегирь, воробей, ястреб, сорока, ворона, тетерев, голубь, сова, глухарь).
- Ребята, к нам прилетели ласточки. Нужно решить пример и посадить ласточку в ее в гнездо.
(Дети по очереди решают примеры, находят правильный ответ – птичку, и прикрепляют к гнезду).
- Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: Задание № 4 «Буквы, звуки».
Ребята, закончите фразу:
- Букв в русском алфавите? (33)
- Звук – это то, что мы …
- Буква – это то, что мы …
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкие и глухие)
- Назовите, какие гласные звуки вы знаете?
- Ребята, в конверте лежат буквы. Что это за буквы? (Гласные и согласные). Вам нужно разложить буквы в сундучки. Как вы думаете, в каком сундучке лежат гласные буквы, а в каком - согласные? Почему?
Воспитатель: Задание № 5 «Звуковой анализ слова».
Чтобы выполнить задание нам нужно пройти за столы.
Воспитатель: Из букв составьте слово ВЕСНА. Приготовьте звуковые домики. С помощью звуковых домиков сделаем звуковой анализ слова ВЕСНА.
Воспитатель: Саша, выходи к доске и проанализируй слово ВЕСНА, а ребята проверят, правильно ли они сделали.
Саша: В слове ВЕСНА слышится 5 звуков. Первый звук В мягкий согласный, мы его обозначаем зеленым цветом. Второй звук Е гласный, мы его обозначаем красным цветом. Третий звук С твёрдый согласный, мы его обозначаем синим цветом. Четвертый звук Н твердый согласный, мы его обозначаем синим цветом. Пятый звук А гласный, мы его обозначаем красным цветом.
Воспитатель: Молодец. Садись.
Воспитатель: Сколько слогов в слове ВЕСНА? А как определить, сколько в слове слогов? (Сколько мы слышим в слове гласных столько и слогов).
Воспитатель: Молодцы. А сколько слогов в этом слове – ваза, машина, дом, мыло, автобус, тыква, лес.
Воспитатель: Молодцы. Звуковые домики убираем на край стола.
Воспитатель: Задание № 6 «Составь предложение и схему».
Но сначала давайте вспомним:
- Предложение состоит из …
- Какие бывают слова …
- Чем отличаются короткие слова от длинных? (Разное количество звуков).
- Первое слово в предложении пишется с … (Первое слово предложения начинают писать с заглавной буквы).
- Что означает каждая полоска в предложении? (Слово).
- А что означает первый знак в предложении? (Начало предложения и оно пишется с большой буквы).
- Что ставим, в конце предложения и что это обозначает? (Точку, что предложение окончено).
- Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения? (?, !)
- Ребята, вам нужно из слов составить предложение и схему к нему.
У детей на столах карточки со словами, они придумывают с ними предложение.
Дети определяют количество слов в предложении и составляют схему:
Воспитатель: Молодцы. А теперь составьте предложения по заданной схеме.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
Буквы
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О. (Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У. (Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А. (Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья. (Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнут,
То опять плясать начнут.
Воспитатель: Задание № 7 «Царство времени».
- Ребята, а какой прибор показывает время? (Часы).
- А для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?
- Как называются часы, которые будят по утрам?
- Как называются часы, которые стоят на полу?
- Как называются часы, которые висят на стене?
- Как называются часы, которые мы носим на руке?
- Как называются часы с песком?
- Перед вами циферблат с часами укажите с помощью стрелок, в какое время мы встаем, обедаем, ложимся спать.
Воспитатель: Ребята, а сейчас тихонько займите свои рабочие места. Чтобы выполнять следующие задания нам нужно подготовить наши ручки.
Пальчиковая гимнастика:
Разотру ладошки сильно, растирают ладошки.
Каждый пальчик покручу, движение «Фонарики».
Поздороваюсь с ним сильно рукопожатие.
И вытягивать начну.
Руки я затем помою, потереть ладошку о ладошку.
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою движение «Замок».
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, пальцы расцепить и перебирать ими.
Пусть бегут как зайчики.
Воспитатель: Задание № 8 «Запиши номер квартиры».
Воспитатель: Перед вами домик под № 10. Но номера некоторых квартир пропали. Ребята, запишите недостающий номер квартиры на каждом этаже.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем гимнастику для глаз «Ах, как долго мы писали».
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Воспитатель: Задание № 9 «Реши задачи».
Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение).
1.На ветке сидело 4 птицы. Прилетела еще одна. Сколько стало птичек?
- Какое условие в задаче? Какой вопрос? Когда птица прилетела, их стало больше или меньше? (больше). Какое действие будем выполнять? (Прибавлять, складывать). Какой ответ в задаче? (Всего стало 5 птичек)
Ребенок выкладывает решение на доске.
2. На проталине выросло 8 подснежников.2 подснежника сорвали. Сколько подснежников осталось на проталине.
- Какое условие в задаче? Какой вопрос? Когда 2 подснежника сорвали, их осталось больше или меньше? (Меньше). Какое действие будем выполнять? (Вычитать, отнимать).
Какой ответ в задаче? (Осталось 6 подснежника).
Ребенок выкладывает на доске решение задачи.
Воспитатель: Задание № 10 «Танграмм».
- Ребята, вам нужно по образцу собрать зверя из геометрических фигур.
- Какие животные у вас получились? (Заяц, лиса, белка, медведь)
- Сколько и каких фигур понадобилось для выполнения зайца? Медведя? Лисы? Белки?
- Для выполнения, какого животного понадобилось больше всего фигур?
- Для каких животных понадобилось меньше фигур, чем для остальных?
Воспитатель: А теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Живые числа».
Воспитатель приглашает детей и каждому раздает карточки.
- Числа, встаньте по порядку слева от меня, начиная с самого маленького.
- Числа, которые больше 10 идут на право.
- Число, которое сосед числам 7 и 9 шаг вперед.
- Числа, встаньте в обратном порядке от большого до меньшего справа от меня.
- Число, которые состоит из единицы и нуля идет налево.