Степанова Е.А. Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы
//Вестник дошкольного образования №45(297) от 03.09.2024 URL: https://files.sba.ru/publ/vestnik-do/2024/297.pdf
Цель: формирование математического мышления, развитие логики.
Задачи:
Образовательные:
− упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на
листе бумаги;
− закрепить название дней недели, их последовательность;
− совершенствовать навыки прямого и обратного счета до 10, умение определять количественные отношения между числами в пределах 10, делать соответствующую «запись»
при помощи цифр и знаков;
− закреплять умение называть предыдущее и последующее число;
− совершенствовать умения составлять и решать задачи.
Развивающие:
− развивать образное и пространственное мышление; мелкую моторику рук; речь детей,
упражнять в согласовании существительных с числительными.
Воспитательные:
− воспитывать интерес к математике, настойчивость в достижении цели.
Методы и приемы: заинтересовывающий момент, беседа, вопросы, рассказы, оценка,
контроль, художественное слово, игровой прием, рефлексия, практические действия детей.
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования 46 ВЫПУСК № 45 (297) 2024
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей Пашу Д. и Сашу С.
Оборудование: доска, картинка с лугом; на каждого ребенка карточки для цифр, по
одному листу в клетку, простые карандаши, цифры и знаки.
ХОД:
Дети встают возле педагога, педагог показывает «волшебную» книгу и говорит:
− Ребята, у меня есть «волшебная» книга, открыв которую мы попадем в волшебную
страну «Математика», а я превращусь в Фею Математики. Закройте глаза. Раз, два, три
в волшебную страну попади.
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Математика»,
будет очень интересно.
Ребята, встаньте в круг, поиграем с вами в игру «Дни недели».
(Бросаю мяч детям, они отвечают на вопросы, по очереди.)
Вопросы:
− назови все дни недели по порядку;
− какой день недели перед вторником;
− какой сегодня день недели;
− какой день недели был вчера;
− назови последний день недели;
− какой день недели будет завтра;
− какой день недели после четверга;
− назовите первый день недели;
− назови день недели между вторником и четвергом.
Педагог: Хорошо, все с заданием справились.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Встань, где я скажу».
− Маша, встань возле меня.
− Василиса, встань за Машей.
− Саша, встань впереди Маши.
− Алиса, между Костей и Машей.
− Катя, встань рядом с Дариной.
− Дима, встань между Катей и Василисой.
− Дарина, за Никитой.
− Аня, перед Амиром.
− Артем, встань возле Вовы.
(Педагог: спрашиваю каждого ребенка: «Где ты стоишь?»)
Примерные ответы детей: Я стою за Сашей. Я стою впереди Кости. Я стою между
Кириллом и Сашей и т. д.
П: Молодцы ребята, вы все правильно отвечали, присаживайтесь за столы.
(Дети садятся за столы).
П: Перед вами на столе цифры от 1 до 10. Выложите на столах числовой ряд. Проверьте задание друг у друга. (Дети проверяют). Посчитайте от 1 до 10. Будьте внимательны, один начинает счет, другие дети будут продолжать, следите за счетом. Молодцы,
а теперь обратный счет от 10 до 1. (Дети считают по очереди). Хорошо, с заданием все
справились.
П: А сейчас назовите предыдущее и последующее число. Вначале называем предыдущее число, затем последующее. (Называю числа, дети отвечают).
Ответы детей:
Предыдущее число 3, последующее 5.
Вы хорошо умеете считать, молодцы.
П: Посмотрите, у меня на доске есть знаки. Как они называются?
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования 47 ВЫПУСК № 45 (297) 2024
Ответы детей: Знак больше, знак меньше.
П: Что мы с их помощью показываем?
Ответы детей: Какое число больше, меньше.
П: Положите числа 7 и 8 на вторую полоску, поставьте между этими числами нужный
знак, прочитайте запись. (Дети читают: семь меньше восьми).
Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. (Дети читают: восемь больше семи).
Предлагаю выдвинуть числа 3 и 4, поставить между ними знак, прочитать запись. Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. Сложите цифры и знаки на
место.
П: Молодцы справились. А сейчас мы проведем веселую переменку. (Дети выходят
в середину групповой комнаты.)
Физминутка: «Все умеем мы считать»
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
(Дети делают физминутку)
П: Присаживайтесь за столы. Отдохнули, а теперь решим задачи.
(Вывешиваю на доску картинку).
Задача № 1. На лугу было 6 бабочек, к ним прилетели еще 2 бабочки. Сколько бабочек
стало на лугу?
П: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 6 бабочек, к ним прилетели еще две
бабочки). Какой вопрос в задаче? (Дети: сколько бабочек стало на лугу) Назовите решение задачи. (Дети: 6 бабочек прибавить две бабочки получиться 8 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (6+2=). Решите задачу. (6+2=8)
П: Какой ответ у этой задачи?
Ответы детей: 8 бабочек.
П: Хорошо.
Задача № 2.
П: Подумайте и составьте задачу на вычитание по этой же картинке.
(Дети составляют задачу.)
П: Кто составил задачу?
Ответы детей: На лугу было 6 бабочек, 1 улетела. Сколько бабочек осталось?
П: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 6 бабочек, 1 улетела). Какой вопрос
в задаче. (Дети: сколько бабочек осталось)
Назовите решение задачи. (От 6 бабочек отнять одну бабочку получиться 5 бабочек.)
«Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (6-1=). Решите задачу. (6-1=5)
П: Какой ответ у этой задачи?
Ответы детей: 5 бабочек.
П: Молодцы ребята, вы хорошо решаете задачи.
А сейчас пальчиковая гимнастика. (Дети делают пальчиковую гимнастику «Пчела»).
Прилетела к нам вчера, полосатая пчела (Дети машут кистями рук).
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек
Два жука и стрекоза (загибают пальцы на каждое насекомое)
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования 48 ВЫПУСК № 45 (297) 2024
Как фонарики глаза.
Полетали, пожужжали, (машут кистями рук).
От усталости упали. (кладут руки на стол).
Рефлексия
− Дети, чем мы сегодня занимались?
− Что вам больше всего запомнилось?
− Саша, кто по твоему мнению, лучше справился? Почему?
− Дима, кто по твоему мнению, лучше справился? Почему?