Сформировать элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи
1. Коррекционно-образовательные: закрепить и обобщить представление детей о размерах предметов; закрепить умения детей сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, выражать признаки сходства и различия; закрепить умение детей различать и называть геометрические фигуры; развивать пространственную ориентировку; закрепить умения называть и обозначать числа от 1 до 10, устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке; закрепить практические навыки сложения и вычитания, определять, какое действие должно быть выполнено, и обосновать выбор знака; совершенствовать навык составления и решения задач.2. Коррекционно-развивающие: активизировать речевую деятельность детей; развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление; развивать мелкую моторику; продолжать развивать все психические процессы.3. Коррекционно-воспитательные: развивать у детей навыки учебной деятельности, подчинять свои действия инструкциям, умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми в разных видах деятельности.
Материалы
Карта, 3 конверта, геометрические фигуры, мешочек, числовой вагончик, «камни» с цифрами от 1 до 10, числовые карточки, карточки с изображением лиц с разными эмоциями, 7 флажков цветов радуги с буквами, коврик с узором.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Островок Математики»»
Конспект занятия по ФМП «Островок Математики» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Участники Воспитатель, дети старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель Сформировать элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Задачи 1. Коррекционно-образовательные: закрепить и обобщить представление детей о размерах предметов; закрепить умения детей сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, выражать признаки сходства и различия; закрепить умение детей различать и называть геометрические фигуры; развивать пространственную ориентировку; закрепить умения называть и обозначать числа от 1 до 10, устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке; закрепить практические навыки сложения и вычитания, определять, какое действие должно быть выполнено, и обосновать выбор знака; совершенствовать навык составления и решения задач.2. Коррекционно-развивающие: активизировать речевую деятельность детей; развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление; развивать мелкую моторику; продолжать развивать все психические процессы.3. Коррекционно-воспитательные: развивать у детей навыки учебной деятельности, подчинять свои действия инструкциям, умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми в разных видах деятельности. Материалы Карта, 3 конверта, геометрические фигуры, мешочек, числовой вагончик, «камни» с цифрами от 1 до 10, числовые карточки, карточки с изображением лиц с разными эмоциями, 7 флажков цветов радуги с буквами, коврик с узором. Примерное время 60 минут.
Предварительная работа Воспитатель за неделю до занятия рассматривает с детьми фотографии, иллюстрации, картинки с изображением различных кораблей. Также педагог организует совместный просмотр мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» и после проводит беседу с воспитанниками. Завершает предварительную работу воспитатель чтением рассказа Л.Н. Толстого «Акула». Музыкальное сопровождение: песня «Капитан, улыбнитесь», слова В. Лебедева-Кумача.
Вступительная часть
5 минут
Воспитатель
Здравствуйте, дорогие ребята! К нам пришло письмо от куклы Маши, давайте узнаем, что же она написала.
1
Читает письмо вслух.
Воспитатель
«Здравствуйте, ребята! Я кукла Маша. Отправилась в гости к волшебнику на остров Математики, но волшебник оказался злым и не отпускает меня домой, потому что я не смогла выполнить его задания. Помогите мне, пожалуйста, вернуться домой!»
2
Воспитатель
Ну что, ребята, поможем Маше?
Дети отвечают: «Да».
3
Воспитатель
Нужно отправиться на остров, правильно?
Дети отвечают: «Да».
4
Воспитатель
Давайте тогда соберемся в наше морское путешествие.
5
Игра «Морское путешествие»
10 минут
Воспитатель незаметно включает диск с песней «Капитан, улыбнитесь» и предлагает детям сказать, о ком и о чем поется в этой песенке.
Воспитатель
Ребята, мы отправляемся в морское путешествие – круиз! А на чем мы поплывем?
Дети предлагают разные варианты. Выбирают корабль.
1
Воспитатель
Давайте подумаем, куда мы поплывем?
Дети предлагают свои ответы.
2
Воспитатель предлагает детям семь разноцветных флажков цветов радуги, на одной стороне каждого флажка написана буква.
Дети
Ребята, если вы разложите флажки по цвету в таком порядке, как у радуги, то вы узнаете, куда мы отправимся в круиз.
Дети выполняют задание и читают слово «острова».
3
Воспитатель и дети изображают, что плывут на острова на корабле.
Воспитатель
Посмотрите, вот и остров Математики! А как же мы узнаем, куда нам идти? Смотрите, дети, Маша оставила нам подсказку: «Чтобы вы не заблудились, посылаю вам карту. Маша».
4
Воспитатель
Посмотрим на карту и разберемся, куда нам нужно идти. Расскажите, ребята.
5
Дети
Сначала мы идем прямо, потом налево до грибочка, затем прямо до дерева, поворачиваем направо и идем до болота.
6
Воспитатель
Хорошо! Отправляемся в путь. Чтобы не потеряться в дороге, пойдем друг за другом.
Дети идут по памяти и ориентируются на знаки: гриб, дерево, болото.
7
Воспитатель
Идем дальше через болото по камешкам. На камешках номера, идем и наступаем на камешки по порядку, при этом считаем громко вслух.
На камешках – цифры. Дети должны идти, наступать по порядку на камешки и считать вслух от 1 до 10.
8
Игра «Расскажи про узор»
5 минут
Дети и воспитатель оказываются на улице Геометрических фигур.
Воспитатель
Вот мы и попали на остров Математики, на улицу Геометрических фигур.
1
Воспитатель показывает детям картинку – коврик с узором.
Воспитатель
Ребята, посмотрите внимательно на все фигуры, которые вы видите. Расскажите, как расположены элементы узора.
Педагог предлагает детям обратить внимание на цвета, количество, расположение фигур.
2
Педагог задает наводящие вопросы.
Воспитатель
Какие фигуры изображены на коврике? Какого цвета квадрат (круг, прямоугольник...)? Какая фигура находится в середине (правом, верхнем углу...)?
Воспитатель хвалит за выполнение задания.
3
Игра «Найди лишнюю фигуру»
5 минут
Педагог заранее выкладывает в ряд геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг.
Воспитатель
Дети, сейчас вам предстоит выбрать лишнюю фигуру. Как вы думаете, какая фигура лишняя?
Дети отвечает, что круг – лишняя фигура. Воспитатель убирает из ряда круг.
1
Воспитатель
Молодцы! Дети, а теперь скажите, какая из оставшихся фигур лишняя?
Дети отвечают, что треугольник, потому что у него три угла, а у остальных фигур – четыре.
2
Воспитатель
Верно! А как называются такие фигуры?
Дети отвечают – четырехугольники.
3
Педагог готовит цифры: 2, 3, 4, 5, 6.
Воспитатель
Ребята, давайте посмотрим, какие числа соответствуют фигурам.
Примерный ответ детей: «3 – три четырехугольника, 4 – у каждой фигуры по четыре угла».
4
Пальчиковая гимнастика
5 минут
Воспитатель
Следующее задание будет трудным, поэтому мы сейчас потренируем наши пальчики.
Дети координируют движения пальцев со словами воспитателя.
1
Воспитатель
Дружат в нашей группе девочки и мальчики...
Дети ритмично собирают пальцы в замок.
2
Воспитатель
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Дети ритмично касаются одноименных пальцев.
3
Воспитатель
1, 2, 3, 4, 5.
Дети поочередно касаются одноименных пальцев.
4
Воспитатель
Начинай считать опять: 1, 2, 3, 4, 5.
5
Воспитатель
Мы закончили считать.
Дети опускают руки вниз, встряхивают кистями.
6
Игра «Чудесный мешочек»
5 минут
Воспитатель достает мешочек с геометрическими фигурами.
Воспитатель
Дети, сейчас мы поиграем в новую игру – «Чудесный мешочек».
Воспитатель объясняет правила игры. Все фигурки-блоки педагог складывает в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
1
Воспитатель
Молодцы! А теперь немного отдохнем и разомнемся.
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько хлопну я для вас.
Мы нагнемся столько раз,
Сколько слоников у нас.
Мы присядем столько раз,
Сколько зайчиков у нас.
Топнем ножкой столько раз,
Сколько поездов у нас.
Дети выполняют упражнения со слов воспитателя.
2
Воспитатель
Ребята, смотрите, я нашла еще один конверт с письмом! Кто помнит, какой он уже по счету?
Дети отвечают, что второй.
3
Воспитатель
Верно! Посмотрим, что там.
Дети смотрят содержание конверта вместе с воспитателем.
4
Игра «Найди соседей числа»
5 минут
Воспитатель заранее готовит числовой вагончик и набор карточек с цифрами.
Воспитатель
Дети, вы видите вагончик с числами. Ваша задача – поставить к цифрам их «соседей» – предыдущие и последующие цифры. Наша Маша уже сделала это задание, давайте проверим, правильно ли она расставила цифры?
Дети отвечают, что Маша не права.
1
Воспитатель
Давайте исправим!
Дети выполняют задание.
2
Динамическая пауза «Как приятно в море плавать»
5 минут
Дети повторяют движения за воспитателем.
Воспитатель
Как приятно в море плавать! (Плавательные движения в стиле брасс.)
Гребем влево, гребем вправо. (Повороты влево и вправо.)
Вот кораблик впереди. (Потягивание — руки вперед.)
Сверху чайки, погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть еще скорей, Нужно нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения в стиле кроль.)
А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из моря вылезаем (Ходьба на месте.) И на солнце загораем. (Встать, ноги и руки в стороны, голова поднята вверх.)
1
Веселые задачи
5 минут
Воспитатель
Ребята, смотрите, в руках у меня новый конверт. Какой он по счету?
Дети отвечают, что третий.
1
Воспитатель
Правильно! Дети, сейчас вам предстоит решить веселые задачи. Я буду читать вам задачи по очереди, а вы слушайте внимательно и отвечайте на вопросы.
2
Воспитатель
У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит?
Ответ: один заяц.
3
Воспитатель
Три голубя сегодня на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?
Ответ: один голубь.
4
Воспитатель
Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же – на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж?
Ответ: два гриба.
5
Воспитатель
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
Сколько в снег свалились?
Ответ: два ребенка.
6
Игра «Угадай настроение»
5 минут
Воспитатель
Осталась последняя улица на острове: улица Волшебных зеркал, где живет волшебник. Посмотрите, сколько здесь зеркал, и у каждого свое настроение.
1
Педагог показывает детям картинки, на которых изображены лица с разными эмоциями: страх, улыбка, удивление.
Воспитатель
Дети, сейчас мы будем изображать эмоции.
Дети должны назвать и изобразить эмоцию. После того как дети изобразят все эмоции, нужно оставить только улыбку.
2
Заключительная часть
5 минут
Воспитатель
Ну что, дети, все задания выполнили, молодцы! Пора возвращаться. Улыбаемся и плывем обратно в детский сад!
1
Воспитатель
Возвращаться будем по старой дороге.
Дети должны идти, наступать по порядку на камешки и считать в обратном порядке – от 10 до 1.
2
Воспитатель
Дети, давайте вспомним, где мы сегодня путешествовали? Что вам больше всего понравилось?
Дошкольники отвечают на вопросы воспитателя и делятся впечатлениями.
3
Автор сценария – Шувалова Ксения Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Солнышко» комбинированного вида», г. Верхняя Салда Свердловской области