Цели: Закрепление знаний и представлений об осенних явлениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период;
закрепление знаний детей об основных признаках осени;
учить образовывать относительные прилагательные (березовый, дубовый, кленовый, рябиновый)и различать листья по внешнему виду;
активизация в речи прилагательных;
ознакомить с новым видом изобразительной техники –«пластилинография» (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне).
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
развитие мелкой моторики рук;
развивать культуру речевого общения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Осенние краски"»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «КРАСКИ ОСЕНИ»
Цели: Закрепление знаний и представлений об осенних явлениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период;
закрепление знаний детей об основных признаках осени;
учить образовывать относительные прилагательные (березовый, дубовый, кленовый, рябиновый) и различать листья по внешнему виду;
активизация в речи прилагательных;
ознакомить с новым видом изобразительной техники –«пластилинография» (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне).
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
развитие мелкой моторики рук;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
воспитывать интерес к осенним явлениям природы;
воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
воспитывать эстетическое отношение к своей работе и работам
воспитанников группы.
Материал: презентацияк занятию, бумажные осенние листочки (березы, красная рябина, клена, дуба), шаблоны деревьев длялепки (на каждого ребенка), образец дерева, пластилин, шаблоны листьев, доски для лепки, салфетки, интерактивная доска, музыкальное оформление-композиция.
Предварительная работа: Беседа о приметах осени, игры, чтение худ. произведений о природе, наблюдения на прогулке, работа с календарем природы, рисование рисунков на тему «Осень», разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, сбор листьев разной формы и окраски.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по слайдам, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.
Ход НОД
1.Организационная часть
(Выход детей под музыку «Листик, листик листопад»)
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО! (обращаемся к гостям)
2. Основная часть
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите мы с вами не просто в группе, а в осеннем лесу. Я приглашаю вас на экскурсию к Осени.
(Слайд 3)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
Дети: Осень.
(Слайд 4)
Воспитатель: Какой первый осенний месяц?
Дети: Сентябрь.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, как называют осень в сентябре?
Дети: Ранняя.
Воспитатель: А почему, ранняя?
Дети: Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко.
Воспитатель: Да в сентябре ещё осень солнечная, весёлая, листья зеленые.
(Слайд 5)
Приметы осени в сентябре.
(Слайд 6)
Сбор урожая овощей, фруктов.
(Слайд 7)
Воспитатель: Какой второй осенний месяц осени?
Дети: Октябрь.
Воспитатель: А как называют осень в октябре?
Дети: Золотой.
Воспитатель: А почему, её называют золотой?
Дети: Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, разноцветные.
Воспитатель: Осень, какая в сентябре и октябре?
Дети: Ранняя, золотая.
(Слайд 8)
Приметы осени в октября.
Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают с деревьев?
(Слайд 9)
Воспитатель:
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ...
(Слайд 10)
Дети: Листопад.
Воспитатель: Листопад – это очень красивое явление природы.
Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листья на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветру, и листья срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.
Воспитатель: Почему деревья сбрасывают листву?
(Слайд 11)
С водой и воздухом в листья попадают разные вещества, которые не все полезные для дерева. И для того, чтобы дереву не заболеть оно сбрасывает листья. Так оно освобождается от вредных веществ. Но на следующий год, когда закончится зима, наступит весна, станет опять тепло и на деревьях опять появятся новые листья.
.
Воспитатель: Ребята, какой последний месяц осени?
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: Ну а как же мы называем осень в ноябре?
Дети: Поздняя, почему?
(Слайд 12)
Воспитатель: Потому что на улице становится очень холодно, дождливо, деревья стоят голые, землю покрывает первый снег.
Воспитатель: Меняется ли погода с наступлением осени? Предлагаю вспомнить некоторые осенние признаки. Я вам буду загадывать загадки, а если ответ будет правильным, на экране появится соответствующая картинка.
(Слайд 13)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (Лужи)
«Дыма» просто океан. Над землёй стоит. (Туман)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой (Гриб)
Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это – … (Дождь)
Его в поле не догнать, Можно даже не мечтать. В небе гонит облака – Его сила велика. (Ветер)
Воспитатель: Молодцы вы точно рассказали об изменениях в природе!
А сейчас мы с вами устроим небольшой листопад, немножко поиграем. Вставайте на ножки, подходите, берите листики, какой кому нравится: желтый, красный, оранжевый (воспитатель предлагает детям взять заготовленные заранее из картона разноцветные листики, которые выложены на ковре).
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения)
Мы, листики осенние,
На веточках сидели. (Садятся на корточки)
Ветер дунул, полетели. (Руки в стороны)
Мы летели, мы летели. (Покачиваем руками над головой)
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. (Поднимаются)
Повертел их, покружил. (Кружимся и машем руками)
И на землю тихо опустил. (Снова садятся)
Воспитатель: Молодцы.
Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?»
Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева лист и положить его около дерева.
Скажи, Алёша, с какого дерева лист?
Дети: С дуба.
Воспитатель: Если лист с дуба, то он какой?
Дети: Дубовый.
Воспитатель: А, у тебя, Саша, с какого дерева лист?
Дети: С березы.
Воспитатель: Если лист с берёзы, то он какой?
Дети: Берёзовый.
Воспитатель: А, у тебя, Семён, с какого дерева лист?
Дети: С клена.
Воспитатель: Семён, если лист с клена, то он какой?
Дети: Кленовый.
Воспитатель: Егор, у тебя с какого дерева лист?
Дети: С рябины.
Воспитатель: Если лист с рябины, то он какой?
Дети: Рябиновый.
Воспитатель: Поиграли, молодцы, собрали все листья, а теперь садимся за столы.
Посмотрите, у каждого из Вас на столе лежит картинка деревьев, что на них не хватает?
Дети: Листочков.
Практическая часть (авт. А. Чугайкина «Здравствуй, осень золотая»)
Пальчиковые игра«Собираем листочки»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листик дуба,
Листья клена,
Все мы листья соберём
И в группу с ними пойдём («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
Воспитатель: Осень не успела раскрасить эти деревья, давайте, ей в этом поможем.
Сегодня мы их с вами будем рисовать необычным способом – пластилином, и называется – это «пластидинография».
Посмотрите, как я буду это делать. Возьму кусочек пластилина, отщипну маленький кусочек, разомнем в руках и примазываем к веточке, вот так (показ).
И так буду делать пока все веточки не украсим листочками.
Самостоятельная работа детей.
Дети приступают к работе.
Вот какое дерево получилось у меня.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая осень стала яркая, красивая, разноцветная.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы с вами беседовали?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие осенние месяцы мы с вами повторили?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Рефлексия: Ребята, у меня есть осенние листочки-смайлики, если у вас сейчас хорошее настроение, то возьмите себе листик с улыбкой, а если вам грустно, то возьмите листочек грустный (спросить у ребенка, почему он выбрал именно этот смайлик, задать вопрос, разве тебе не понравилось занятие?)