Материал: иллюстрации по теме, мяч, картинки для игры «где чей след?»
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Дикие животные».чтение энциклопедии о животных, игра «назови ласково» Проведение дидактических игр: «Кто, где живёт», «Кто, чем питается».
Чтение: русской народной сказки "Заяц-хвастун", рассказа Г. Скребицкого «Кто как зимует». В. Бианки «Как звери готовятся к зиме».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Материал: иллюстрации по теме, мяч, картинки для игры «где чей след?»
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Дикие животные».чтение энциклопедии о животных, игра «назови ласково» Проведение дидактических игр: «Кто, где живёт», «Кто, чем питается».
Чтение: русской народной сказки "Заяц-хвастун", рассказа Г. Скребицкого «Кто как зимует». В. Бианки «Как звери готовятся к зиме».
Ход занятия
Стихотворение «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом.
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели,
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий,
Нагребает листьев в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
- как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия?
- Ребята, расскажите, чем дикие животные отличаются от домашних?
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
1) косматый, ленивый, неповоротливый... (Медведь). Как мы можем ещё назвать медведя, если у него толстые лапы, большая голова?
2) косой, серый, пугливый... (Заяц). Какой заяц, если у него длинные уши, короткий хвост, длинные ноги?
3) Изворотливая, рыжая, умная? (Лиса). А если у неё длинный хвост, густая шерсть то она какая?
5) острозубый, серый, опасный... (Волк).как еще можно назвать волка
6) Колючий, маленький, коротконогий…(ёж)
- Ребята, какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы. Какой сейчас месяц? - Какое время года придёт после осени? - Скоро в лес придет зима, и жизнь лесных зверей изменится. Поэтому все животные осенью готовятся к зиме. - Хотите узнать, как? Для этого нам надо отправиться в лес.
В лес на прогулку, Приглашаю вас пойти. давайте закроем глаза и представим себя в осеннем лесу. Слышите ветер шумит, где то шуршит листва. Открывайте глаза и пойдем по осенним тропинкам. Будем искать диких животных
Динамическая пауза
Звучит запись «Осень в лесу» (звуки живой природы) Вот мы и в лесу, вдохните чистый свежий воздух. Давайте вспомним правила поведения в лесу
Нужно вести себя тихо! Хождение на носочках….. Идите за мной. Началось болото, нужно перепрыгивать с кочки на кочку
После сильного ветра повалились деревья. Нам придётся через них перелезть….
Мы попали в полосу елового леса. Идите осторожно, раздвигайте колючие веточки, приподнимайте их, не уколитесь … - Ребята, кажется вдали видно животное? Угадайте кто это.
Что за зверь в лесу густом притаился под кустом?
Длинноухий, косоглазый. Не заметишь его сразу.
И кого он так боится? Может, волка иль лисицу?
Это кто такой трусишка? Ну, конечно же, … (Зайчишка) Зачем зайчику белая шубка?
- Ребята, зайчик очень интересно меняет шубку: сначала белеет хвост, потом — задние ноги. Потом начинает очередь белеть спине, за ней ушам, но не до самых кончиков, они у косого так и остаются черными.
- Кого боится заяц?
- Если выследила его лиса, как ему спастись?
Зайцу помогают быстро бегать сильные задние лапы, при беге он выбрасывает вперед сначала длинные, задние лапы, а потом передние, короткие.
- Где же заячий дом?
Днём он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в сугроб, так теплее.
Ночью выходит заяц еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев, если деревня не далеко, то заберётся заяц в сад и полакомится корой яблонь.
- А вот и заячий враг.
Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. Но зато красавица – Всем ребятам нравится! (Лиса)
рыжей лисы красивая, густая шерсть, длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, ноги короткие, тонкие. Лиса зимой как в валенках, потому, что отрастает густая шерсть у неё на лапах, и они не мёрзнут.
- Как называется жилище лисы?
- На кого она охотится?
- Любит она из-под снега доставать мышей. Слух и лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать. Мышкует лиса — говорят люди.
- У зайца задние лапы длинные, а передние ……(короткие)
- Ёж маленький, а медведь ……(большой)
- Заяц пушистый, а ёж ……(колючий)
- Ребята, а это что за зверёк?
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки — ни одной! (Ёж)
- Ёж – удивительное животное, приспособленное к разным опасным ситуациям. Тело покрыто иголками. При опасности ёж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмёшься.
— Как ежики готовятся к зиме?
- Чем же он будет питаться зимой? Ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались...
Физминутка
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков) Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев) Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх) Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад) Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой) Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы И мы головки повернем. влево – вправо) Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки) Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в Топтался и рычал. локтях) Хотел он очень меда, А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
Посмотрите тут еще один лесной житель, догадайтесь кто это?
Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)
Белка - маленького роста, на ушках у нее кисточки, на лапках острые коготки, которые помогают ей цепляться за ветки, еще у нее острые зубки.
- Зачем белке большой пушистый хвост?
Он у неё как парашют. Прыгнет белка с ёлки на ёлку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается.
- Как белка готовится к зиме? Какой корм она запасает?
- Белочка меняет шерстку? Объясните, почему?
- Как называется дом у белки?
- В дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход сухой травой, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.
Говорят, в степи без края Хищник знает дружбе толк, Для него семья – есть стая, Потому опасен… (Волк)
Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, толстая шея, острые зубы. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие, острые когти. У волка прекрасное зрение и слух. Он видит даже в темноте.
-Ребята, как волки готовятся к зиме?
Шерсть его за лето и осень и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос. Волки зимой живут семьями. Волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днём они спят, а охотятся по ночам.
-Чем питается волк?
- Когда становится очень холодно, они прячутся в свое логово. Логово - это большая нора или расщелина, которая находится недалеко от водоёма.
Пальчиковая гимнастика:
Еж, медведь, барсук, енот. Спят зимою каждый год Волка, зайца, рысь, лису, И зимой найдешь в лесу.
Следующая загадка
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью; большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза, небольшие уши. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками, поэтому его и прозвали косолапым.
- Чем медведь питался всё лето и осень?
На зиму он не делает запасов. Подумайте почему?
- Где спит медведь всю зиму?
- Медведь уже улегся спать в своей берлоге, но оставил для нас задание.
Дидактическая игра «У кого кто?» (с мячом)
Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются.
- Ребята, как вы думаете, нужно ли менять медведю, лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно. У них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линька.
Ребята сейчас я предлагаю вам помочь диким животным. Вам нужно выбрать еду, которой питается животное.