Дата | |
Группа | подготовительная |
Образовательная деятельность | познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, музыкальное развитие. |
Форма организации | подгруппа |
Тема | «С кистью и краской готовимся к Пасхе» |
Цель: | продолжать знакомство детей с русским народными традициями, с мастерством миниатюрной росписи. |
Задачи: | Обр. области | Образовательные: - познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; - обучать декоративному оформлению пасхальных яиц; - уточнять представления о композиции и элементах декора. - совершенствовать умение использовать полученные знания в собственном творчестве. Развивающие: - развивать у детей художественно-творческие способности; - продолжать развивать творчество, образное представление, эстетическое восприятие и навыки работы с различным материалом; - развивать образное и творческое мышление, наблюдательность Воспитательные: - прививать уважение к народным традициям, чуткое отношение к близким, желание порадовать их своими подарками - научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества. |
Словарь: | Активный: народный праздник, Великая Пасха, яйцо, Христос Воскресе, Воистину Воскресе. Пассивный: Красная горка, кулич. Понятийный: крашенки, писанки. |
Оборудование: Демонстрационный материал Раздаточный материал | иллюстрации с изображением расписных яиц, яйца (разукрашенные: деревянные, пластмассовые, бумажные), игрушки: курочка, цыплёнок, корзинка, украшенная соломенная тарелочка, праздничные салфетки, полотенца, украшенная ветка «вербы», пасхальные открытки, образцы для украшения яиц, на каждого ребенка: нарисованные формы яйца для декоративной росписи, гуашь, непроливайка с водой, подставка для кисточки, кисточки, бумажные салфетки. |
Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя | Пасха, Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник. Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». Крашенки - яйцо крашенное красками и съедобный символ Пасхи. Будущую крашенку варят и опускают в пищевой краситель. Писанки - яйцо с нанесенным орнаментом-рисунком, разновидность более широкой практики крашения и декорирования (крашенки, капанки, шкрябанки…). |
Предварительная работа | -беседа с детьми о народных праздниках, -рассматривание иллюстраций, -мини-выставка коллекции сувенирных яиц, -разучивание потешек и стихотворений наизусть: «На скорлупке хрупкой, тонкой.» |
| Время проведения (мин.) |
Организационный момент Создание атмосферы психологической безопасности, организация направленного внимания, организация образовательного пространства Психогимнастика, игровые этюды, беседы, игровые упражнения и т.д. | Воспитатель предлагает детям присесть за столы и показывает корзинку с разукрашенными яйцами и только одно- неразукрашенное. Педагог читает стихотворение А. Плещеева "Христос Воскрес": Повсюду благовест гудит. Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес... Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И руки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес... Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля... Весна идёт, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Воспитатель спрашивает у детей о том, про какой праздник говорится в стихотворении, что дарят на этот праздник друг другу. | 2 мин. |
Мотивационно-ориентированный, побудительный этап (проблема) Создание проблемной ситуации, постановка цели, формирование представлений о предстоящей деятельности Проблемная ситуация, придание значимости предстоящей деятельности, сюрпризный или соревновательный момент, прием «яркое пятно» и т.д. | Рассказ воспитателя о светлом празднике Пасхи: - Пасха- главный весенний праздник христиан. Христиане это люди, которые верят в Христа Спасителя. Праздник сохранился до наших дней. Пасха празднуется каждый год, готовятся к нему заранее: наводят порядок и чистоту в своих домах, пекут куличи, готовят творожную пасху, красят яйца. Наши предки придумали раскрашивать яйца. Принято дарить крашеное яйцо и произносить слова: Христос Воскрес, и ответ следует сказать: Воистину Воскресе. Если яйцо было окрашено в один цвет- оно называлось крашенка. В какие цвета ваши родители покрасили яйца? Ответы детей. Брали шелуху лука варили ее в воде, а затем в этой воде варили яйца. Они получались коричневые. Если на цветном фоне рисовали пятна, крапинки, полоски другого цвета — эти яйца назывались крапанки. Если на яйцах рисовали орнамент, сюжетные картины — они назывались писанки. Продолжает: - Вот и у нас есть яйца, только одно (неокрашенное) обыкновенное куриное яйцо. И оно настоящее чудо природы. Снесет курочка яичко, прогреет, и из него вылупится маленький цыпленок. Яйцо символ Жизни и Солнца. | 4 мин. |
Поисковый этап Поиск путей решения проблемы Мозговой штурм, обсуждение проблемы, развитие внимания, мышления, дидактическая игра, создание интереса по решению проблемы, приемы активизации мышления. | Физкультминутка: Воспитатель говорит о том, что со святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы и предлагает встать хоровод и покликать весну: Гори, солнце, ярче, Лето будет жарче, И зима – теплее, а весна – милее! В лесу вырастут грибы. В огороде – бобы, В поле рожь и ячмень. В саду зелен – хмель. Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными! (Водят хоровод). Проведение дидактической игры «Помоги курочке найти яичко». Эта игра направлена на развитие внимания, наблюдательности. Ребенок, играя в нее, научится сопоставлять предметы и выделять похожие. Дидактическая игра способствует развитию у детей речи, активизирует словарный запас, развивает внимание, память, наблюдательность. Беседа с детьми: как они вместе с мамами готовятся к Пасхе? | 5 мин. |
Практический этап Организация и проведение взаимодействия воспитателя и детей в достижении результата Установление последовательности действий, моделирование, экспериментирование, драматизация, смена видов деятельности, овладение способами действия, игра, заочная экскурсия, упражнения творческого конструктивного характера, групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности и т.д. | Воспитатель: -Ребята, а вы хотите своим родным приготовить пасхальные расписные яйца? -Пройдемте за столы. С чего мы начнем работу, рассмотрите иллюстрации, какие украшения нанесены на форме. Немного из истории: мастера яйца делали из дерева, фарфора, глины, кости, драгоценных металлов — расписывали различными красками, украшали бисером, драгоценными камнями. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. Посмотрите как можно расписать яйцо, существует различные способы украшения: растительные узоры, орнамент. Вы можете использовать их в работе, но также придумать свои. Наши предки считали, что приступая к росписи, мастер должен иметь чистые помыслы (думать о хорошем), делать роспись с открытым добрым сердцем и большой любовью. Если каждый будет думать о своих близких, у вас получится прекрасное творение. А помогут вам ваша фантазия и творчество. Дети под аудиозапись «Пасхальный Благовест» расписывают яйца. | 15 мин. |
Заключительный этап Корректировка деятельности, проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок, самопроверка | Воспитатель: - Осмотрите свои работы (выставка)? - Чем замечательны ваши рисунки? - О чем вы думали, когда готовили их? - С какими чувствами украшали пасхальные яйца? - О каком русском народном празднике мы говорили сегодня? -Что новое для себя вы открыли на занятии? -Что бы вам хотелось ещё сделать на этой праздничной пасхальной неделе? - Я думаю, что ваши рисунки чудесные, дивные, волшебные, прекрасные. Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши разукрашенные яйца, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ. | 4 мин. |
Итого времени | | 30 мин. |
Литература | 1. Художественное творчество детей 2-8 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.Н. Доронова – М: Просвещение, 2015. 2. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография/ Т.С. Комарова-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 3. Хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду», Москва 2016 год. |