Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания "Речевое развитие дошкольников"»
Родительское собрание
в старшей группе компенсирующей направленности
«Речевое развитие дошкольников»
Форма проведения: встреча в кафе - круглый стол.
Цель: Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста в процессе организации общения в неформальной обстановке.
Задачи:
- Создать доброжелательную обстановку, положительные взаимоотношения между родителями;
Достичь оптимального уровня взаимодействия педагогов и семьи через систему социального партнерства и внедрения нетрадиционных форм работы;
Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье;
Формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность
Предварительная работа: разработка сценария родительского собрания, изготовление памяток для родителей, с детьми пригласительных билетов, рисунки детей «Мой автопортрет», съемка фото и видео детей во время проигрывания с ними речевых развивающих игр.
Оформление: группа оформлена в стиле кафе (на столах - чай, сладости, звучит спокойная классическая музыка.)
Оборудование: карточки, ручки, листы бумаги, цветок, мультимедиа, ноутбук, памятки для родителей, настольно печатные игры для развития речи, приглашение для родителей (отправлено заранее).
Ход собрания:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашей сегодняшней встречи «Речевое развитие дошкольников» и пройдёт она в нашем кафе.
Воспитатель: Предлагаем, после трудового рабочего дня немного расслабимся.
Игра: «Цветок настроения"
Цель: Создать у родителей доброжелательный настрой на общение.
Воспитатель: Возьмите лепесток и пожелайте всем что-нибудь приятное, доброе. И так по кругу, это является важным условием при нашей встрече (родители стоят в кругу).
Воспитатель: Вот какой у нас получился замечательный цветок настроения, а теперь присаживайтесь за столы. Предлагаю ознакомиться с меню.
Меню:
1. Первое блюдо: «Острая тема» (мини-лекция учителя – логопеда «Что надо знать о речевом развитии ребёнка?», Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика при постановке звука «Р»)
2. Гарнир: «Блиц-опрос» («Знаете ли вы своего ребёнка?», Шуточная игра «Узнай портрет ребенка»)
4. Десерт: «Семинар –практикум» (Роль игры в развитии речи детей»)
1. Первое блюдо: «Острая тема» (мини-лекция учителя – логопеда «Что надо знать о речевом развитии ребёнка?»
Учитель – логопед:
(Приложение)
Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика при постановке звука «Р»)
2. Гарнир: «Блиц-опрос» («Знаете ли вы своего ребёнка).
Воспитатель: Ваш ребёнок посещает группу и каждый из вас причастен к её жизни. И вы наверняка знаете всех детей группы. Я буду задавать вопросы, а вы быстро на них отвечаете:
- Кто самый высокий в группе?
- Кто самый улыбчивый в группе?
- Кто не любит сидеть на месте?
- У кого самые длинные волосы?
- Кто самый молчаливый?
- Кто самый дружелюбный?
- Кто самый вежливый?
- Кто самый громкоголосый?
Шуточная игра «Узнай портрет ребёнка»
Воспитатель: Дети нарисовали свой автопортрет. Предлагаю вам посмотреть и угадать портрет своего ребенка. (родители находят своего ребенка, смотрят фото презентацию, где дети держат в руках свой автопортрет и забирают портреты домой).
Воспитатель: Конфликт является частью повседневной жизни. Важно уметь позитивно себя вести и конструктивно его решать. Как справляются с конфликтами ваши семьи, мы сейчас увидим (разбор конфликтных ситуаций).
1. Мама спрашивает у сына (4 года): «Почему у тебя одежда мокрая?». Дима отвечает: «Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался». Мама, не слушая сына: «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею». Дима: «Я ещё дома попробую такую птичку сделать». Мама: «Пойдёшь в мокром». Дима замолчал и стал неохотно одеваться.
Вопросы для родителей: Почему не состоялся диалог мамы и ребёнка? Что можно посоветовать маме в такой момент?
2. Лена (4 года): «Бабушка, я тебе помогу помыть посуду, можно?» Бабушка, увидев это: «Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Леночка, ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни
Вопросы для родителей: Как вы оцениваете высказывание бабушки? Что можно предложить бабушке?
3. Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть-чуть, а потом «ещё минуточку»… Ей непременно хочется закончить начатое дело. Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться. – До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.?
Вопросы для родителей: Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки? (Родители комментируют).
4. Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся две дольки, мать предлагает: – Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест. – А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем! И девочка ест. Давится, морщится, но ест, лишь бы не дать другому. – Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь. ?
Вопросы для родителей: Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка
4. Десерт: «Семинар –практикум» (Роль игры в развитии речи детей»)
Воспитатель: Предлагаю посмотреть видео нескольких игр, в которые мы с детьми играем в детском саду (просмотр видео презентации и фотографии детей во время игровой деятельности). Уважаемые родители, как вы думаете, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх? Вспомните игры, в которые сами играли в детстве и которыми вы можете научить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи. Предлагаю поиграть в две игры «Рифмы и нерифмушки», «Придумай слова» (во время совместного проигрывания – педагоги с родителями, обсудить какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх, что легко или сложно)
Воспитатель: А в конце нашего собрания хотелось бы рассказать вам притчу:
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”. Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу. Судьба вашего ребенка в ваших руках!
Педагоги раздают родителям «Памятки для родителей по развитию речи детей»