Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания "Роль семьи в развитии речи ребенка"»
Сценарий родительского собрания на тему: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4 - 5 лет».
Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.
Задачи:
Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.
Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в условиях семьи.
Участники: Воспитатели, родители, музыкальный руководитель, учитель - логопед.
План проведения:
1.Вступительная часть.
2.Практикум.
3.Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».
4. Игровая часть.
5.Заключительная часть.
Повестка собрания:
1.Практикум. 2.Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».
3.Игровая часть.
Вашему вниманию предложена выставка художественной литературы, дидактических игр по развитию речи (на развитие звукопроизношения, слоговой структуры слова и формированию лексико-грамматических категорий), иллюстративный материал для обогащения словаря.
III. Практикум.
а) Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка. Предлагаем вам выбрать из перечня факторов наиболее значимые и прокомментировать свой выбор.
(На столах лежат карточки с текстом ).
1.Эмоциональное общение родителей с детьми, начиная с младенческого возраста.
2.Общение ребенка со сверстниками.
3.Строение артикуляционного аппарата
4.Речь взрослых – образец
5.Развитие мелкой моторики рук.
6.Чтение детям художественной литературы.
7.Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.
б) Разбор проблемных ситуаций.
Ситуация 1.
Наблюдая за детьми, воспитатели и специалисты всех служб ДОУ заметили, что ответы детей при рассматривании иллюстрации и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу. Вопрос. - Предложите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный
- Что нарисовано на картине?
(перечислят изображенные предметы)
- Что делаю дети на картине?
(опишут картину)
- О чем рассказал художник в своей картине?
(попытаются истолковать картину)
Ситуация 2.
Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко. Вопрос. - Какими, на ваш взгляд, могут быть причины. (примерный ответ)
Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему – либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие.
Ситуация 3.
Вова рано научился говорить. Сейчас ему шесть лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по - взрослому рассуждает. Вопрос. - Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (примерный ответ)
В продуктивных видах детской деятельности ребёнок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к овладению письмом.
IV. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни». Воспитатель: Предлагаем вам несколько рекомендаций.
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общение у окружающих его взрослых. Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей. Кроме того, с нечёткой дикцией, с недостаточным уровнем речевого развития дети неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени, не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к учителю логопеда не забывайте, что решающие значение для развития разговорной речи дошкольников имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники ,библиотеки .Рассказывайте ребёнку, для чего эти учреждения, кто в них работает .Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимания малыша к красоте окружающей природы, растений и животных насекомых. Не уходите от ответа на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно.
Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления. Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре ,но и формируют нравственные качества: доброту ,честность ,заботу о другом человеке , развлекают и забавляют ,вызывают желание высказаться ,поговорить о героях сказки . Поддерживайте это стремление ,пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке ,бабушке ,своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
V. Предлагаем вашему вниманию развлечение.
Проведение речевых игр, упражнений ,заданий приносит пользу для семейного общения и развития речи ребёнка. В некоторые игры мы сейчас поиграем. (Приложение)
VI. Заключительная часть.
Приложение.
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
цели • упражнять в подборе слов – синонимов (близких по смыслу), слов–антонимов (противоположных по смыслу), слов – паронимов (схожих по звучанию) «НЕСОГЛАШАЙКА» Педагог предлагает детям назвать противоположные тем, которые он назовет. Например: • Я думаю, что орел летает очень низко, а как думаете вы? Нет, орел летает высоко. • На дороге лежит чёрный снег. Нет, на дороге лежит белый снег. • После дождя песок сухой. Нет, после дождя песок мокрый и т. д. цели • обогащать и активизировать словарный запас по лексическим темам • развивать внимание, мышление, устную речь
«ОБЪЯСНЯЛКИ» Педагог задает ребенку любое слово, а он, в свою очередь, объясняет смысл слова, как его понимает, что оно обозначает. Начинать работу надо с простых слов, постепенно переходя к более сложным словам. Например: что такое магазин (велосипед, парик и т.д.) цели • формировать навык употребления существительных мужского, женского и среднего рода в предложном падеже с окончанием – «е» • активизировать словарь по теме «животные»
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»
Педагог выставляет на доске картинки с изображением жилищ животных и просит детей ответить на вопрос: «Кто где живет (или зимует)?». • корова живет в коровнике • телята живут в телятнике • свиньи живут в свинарнике • кролики живут в крольчатнике • лиса живет в норе • медведь зимует в берлоге • мышка живет в норе • лошади живут в конюшне • белка живет в дупле • ежик живет в гнезде • волк живет в логове Окончания словоформ выделяются.
цели • развивать понимание и формирование навыка употребления существительных мужского рода в родительном падеже с окончанием «а», «я», женского рода с окончанием «ы», «и» • активизировать словарь предметов по теме «животные»
«ЧЕЙ ХВОСТ? ЧЬЯ МОРДА?»
Дети отбирают среди разложенных на столе картинок животных и внимательно следят за ведущим, который демонстрирует части тела этих животных. Ведущий спрашивает: «Чей это хвост?» .Ребенок должен сказать: «Это хвост лисы. Лиса у меня» и т.д.
цели • формировать навык употребления существительных женского рода в творительном падеже с окончанием «ой», «ей» • активизировать словарь предметов по теме «ягоды»
«НАЧИНКА ПИРОГА»
Воспитатель предлагает детям испечь пирог. Начинку пирога каждый выбирает сам. Например: • я испеку пирог с клюквой • я испеку пирог с малиной • я испеку пирог с клубникой • я испеку пирог со смородиной • я испеку пирог со сливой.
цели • формировать навык употребления существительных мужского рода дательного падежа с окончанием «у», «ю», женского рода с окончанием «е» • активизировать словарь по теме «домашние животные»
«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КАРТИНКАМ»
Педагог предлагает детям для зрительного восприятия сюжетные картинки. Дети самостоятельно составляют предложения по картинкам, при этом выделяя окончание словоформы. Например: • девочка дает сено козе • папа дает корм свинье • папа косит траву корове • мама наливает кошке молоко • мальчик бросил кость собаке