Просмотр содержимого документа
«Конспект по ФЭМП у детей старшей группы "Путешествие в страну Математика"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад N 7» ( МБДОУДСN 7)
Микрорайон «Южный», д. 38, г. Сасово, Рязанская область, 391430,
телефон 8 (49133) 2-07- 23.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в старшей группе
«Путешествие в страну Математика»
Разработала воспитатель
МБДОУ «Детский сад N 7»
Девликамова Наймя Ахатовна
г.Сасово 2018
Цель: формирование у детей интереса к занятиям по математике, развития математических способностей, закрепление математических знаний
Обучающие задачи:
Закрепить умения детей пользоваться прямым и обратным счетом в пределах 10;
Закрепить знания о порядковом счёте в пределах 7;
находить соседей числа (умение определять место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующему)
Уточнить представления детей о геометрических фигурах, закрепить умение правильно ориентироваться на плоскости листа;
Углубить знания детей о последовательности дней недели.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
Развивать смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику, умение сосредотачивать внимание на заданиях;
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, усидчивость и самостоятельность,
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Планируемые результаты:
знать цифры первого десятка, ориентироваться на листе бумаге, знать геометрические фигуры, отвечать полным предложением, четко определять содержание своей работы, проявлять активный интерес к занятию, правильно выполнять задания.
Демонстрационный материал: фонограмма космической музыки, песни «Трава у дома», аудиозапись обращения королевы страны Математика, таблицы с геометрическими фигурами, волшебный ларец, 7 домиков разного цвета, цифры от 1 до 7, мяч, три обруча (красного, синего, желтого цветов).
Раздаточный материал: набор цифр от 1 до 10, карточки с кружками, пеналы с геометрическими фигурами, лист квадратной формы, заготовки (геометрические фигуры) из цветной бумаги для составления ракеты, полоски разной длины и разного цвета, цветы с цифрами, листок в клетку, простой карандаш.
Ход занятия:
Утреннее приветствие детей в игровой форме
«Давайте порадуемся солнцу и птицам,(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)
- У меня на подносе лежат карточки с кружочками, нужно каждому взять одну карточку, сосчитать сколько кружочков и найти за столом свое место с цифрой, соответствующей количеству кружков (дети занимают места за столами в соответствии с цифрой)
- Дети, нам пришло письмо от королевы страны Математика.
Оно не в конверте, послушайте (аудиозапись письма) «Здравствуйте дети! Я, королева страны Математика услышала, что вы умеете считать, знаете цифры, геометрические фигуры. Поэтому приготовила для вас сюрприз. Но чтобы получить его, вам необходимо совершить путешествие в сказочную страну и выполнить мои задания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда я жду вас. Счастливого пути!».
- Дети, мы с вами любим заниматься математикой? Скажите, что такое математика? (предположительные ответы детей) - Дети, математика очень важная и нужная наука, а королева приглашает в сказочную страну, где живут разные цифры, знаки, геометрические фигуры и еще многое другое.
-Сейчас вы уверены в своих силах и знаниях? Принимаем приглашение отправиться в страну Математика?
- Тогда отправляемся в путешествие, где вы будете считать, сравнивать числа, правильно строить цифры, запоминать таблицы, играть с геометрическими фигурами. Вас ждут сюрпризы и приятные неожиданности.
- А на чем мы отправимся в путешествие?
- Давайте выберем самое быстрое средство передвижения. Что это за транспорт? (ответы детей)
- Вот и первое задание. Нужно собрать ракету из геометрических фигур, которые лежат у вас на подносах, приступайте к постройке ракеты (звучит космическая музыка).(Приложение № 2)
- Дети, какие вы использовали геометрические фигуры при составлении ракеты?
- Я вижу, что ваши ракеты готовы к полету.
- Всем приготовиться к запуску ракет. Для этого нужно вспомнить обратный счет.
- С какого числа начинаем счет? (ответы детей)
- Вместе начинаем отсчет времени:10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 (можно музыку включить)
- Вот мы и прилетели в страну Математика. Голос королевы страны Математика (аудиозапись):
«Дети, я рада, что вы приняли мое приглашение и прилетели в сказочную страну. Желаю Вам успехов при выполнении заданий»
- Дети, для того, чтобы выйти из ракеты нам надо построить лесенку из разноцветных полосок.(Приложение № 2)
- Что можно сказать о длине полосок? о ширине? (ответы детей)
- Внизу лесенки должна быть самая длинная полоска.
- Дети, в каком направлении начинаем раскладывать полоски? (ответы детей)
Вопросы к детям:
Какой длины верхняя полоска?
Какой длины полоски красного и желтого цветов?
Какой длины полоски синего и коричневого цветов?
Какой длины нижняя полоска? (ответы детей)
Молодцы, вы справились и с этим заданием.
Наша первая остановка «Домики» (Приложение № 3)
- Перед вами разноцветные домики жителей королевства. Давайте посчитаем сколько их? (для счета вызываются 2 ребенка, которые определяют количество домов, считая их в разном направлении))
- Сколько домиков?
- Изменилось ли количество домиков, когда считали слева направо и справа налево? (ответы детей)
- В этих домиках живут цифры, а они такие непоседы, долго готовились к встрече с вами, что перепутали свои места в числовом ряду. Поможем им найти свои места (ребенок правильно расставляет цифры). Теперь порядок.
- Дети, эти домики не простые, а сказочные, в них поселились дни недели.
- Сколько дней в неделе?
- А сколько домиков?
- Значит, все дни недели смогли поселиться в сказочных домиках.
-Теперь нужно определить, какой день недели и где живет? (дети определяют цвет домика, какой по счету, день недели)
Индивидуальные вопросы к детям:
Какой день недели находится в домике под номером 4?
Какой день недели живет между синим и красным домиками?
Какой день недели живет между желтым и красным домиками?
-Молодцы и с этим заданием вы справились. Мы снова отправляемся в путь,
Следующая остановка «Минутка для отдыха»Физминутка(Приложение № 4)
- И мы опять отправляемся в путь.
Следующая остановка - «Цифры»
- Разложите на столе цифры по возрастающей, начиная с самой маленькой.
- Все разложили правильно. Сейчас поиграем «Назови соседей»
- У каждой цифры есть два соседа: один сосед младший.
- Он меньше на сколько?
- Другой сосед старший.
- Он больше насколько?
- Я называю число, а вы находите цифры и показываете соседей названного числа
- Готовы. Число 5, 7, 3, 8 …
- Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Теперь следующее задание. Будьте внимательны! Убираем цифры в конвертики по заданию.
- Уберите цифру, показывающую количество ножек у стола?(4)
- Уберите цифру, показывающую количество солнышек на небе?(1)
- Уберите цифру, показывающую самую хорошую оценку в школе?(5)
- Уберите цифру, показывающую количество глаз у светофора?(3)
- Уберите цифру, показывающую количество цветов у радуги?(7)
- Уберите цифру, показывающую количество ног-щупалец у осьминога?(8)
- Уберите цифру, показывающую количество пальцев на обеих руках?(10)
- Уберите цифру, показывающую количество ушей у мышки?(2)
- Уберите цифру, показывающую количество ног у жука?(6)
- Какая цифра осталась?
- И с этим заданием вы справились.
Мы продолжаем наше путешествие.
- Дети, жители страны Математика попросили помочь посадить на клумбах математические цветы. Для этого задания нам потребуются цветы и прищепки. Цветы необыкновенные, с цифрами посередине цветка. На одних цветах нужно определить, какая цифра пропущена, на других – найти соседей цифры и указать выполненное задание прищепкой.
На ковре лежат три обруча – это клумбы.(Приложение № 5)
Дети первого ряда – будут сажать цветы на желтой клумбе;
второго ряда – на красной клумбе;
третьего ряда – на синей клумбе.
Берете на столах тарелочки с цветами и прищепками и занимаете свое место вокруг обруча, садимся на колени.
Теперь будьте внимательными. И так задания. Первый ряд находят цветы с цифрой 2 посередине, второй ряд – с цифрой 4, третий – с цифрой 7
-Укажите прищепками соседей вашей цифры.
-Какие это цифры? (индивидуальные ответы детей)
-Правильно выполнили, кладите на клумбу свои цветы.
(далее дети находят соседей других цифр, а затем по соседям указывают пропущенную цифру).
-Молодцы, вы справились с заданием. На ваших клумбах вырастут разноцветные математические цветы и жители вам благодарны.
Садимся на свои места и продолжаем наше путешествие.
- Для этого задания приготовьте пеналы и лист квадратной формы.
- Дети, что есть у квадрата?
Вам надо расположить геометрические фигуры на плоскости листа по указанию. Будьте внимательны. Готовы. Дети комментируют, как расположили геометрические фигуры. Молодцы.
Отлично! Все справились с заданием.
Голос королевы:
«Молодцы! Вы справились со всеми трудностями, но осталось последнее задание. Выполнив его, вы увидите сюрприз, который находится в волшебном ларце»
- Готовы к выполнению последнего задания. Это графический диктант. Дети, прежде чем приступить к заданию покажем, где находится правая сторона, левая сторона. Дети еще раз напоминаю, надо быть очень внимательным, не смотреть по сторонам, не разговаривать и не мешать друг другу. А теперь возьмите листочки в клетку, простые карандаши. Находим красную точку и начинаем.
Графический диктант «Ключик» (Приложение № 7)
Вправо 8 клеточек, вверх 2 клеточки, вправо 4 клеточки, вниз 5 клеточек, влево 4 клеточки, вверх 2 клеточки, влево 4 клеточки, вниз 2 клеточки, влево 1 клеточку, вверх 1 клеточку, влево 1 клеточку, вниз 1 клеточку, влево 1 клеточку, вверх 2 клеточки, влево 1 клеточку, вверх 1 клеточку.
- Дети, что у вас получилось?
- Правильно, ключик.
- Вы справились с заданием и ларец открылся. Посмотрим, что за сюрприз приготовила королева Математики. Это красивые наклейки. Вы их получите, когда вернемся в группу из сказочной страны.
- Мы справились со всеми заданиями и пора возвращаться.
- Всем приготовиться к запуску ракеты. Начинаем обратный отсчет с цифры 10.
- Вместе начинаем отсчет времени:10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 (можно музыку включить)
Вот мы и вернулись. Наше путешествие закончилось. Вам понравилось путешествовать в стране Математика?
- Ребята, вы такие молодцы, столько заданий выполнили! Сегодня вы были активными, сообразительными внимательными. Я горжусь вами! Получайте свои подарки!
Список литературы:
1. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 1988.
2.Новикова В.П. Математика в детском саду. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2009.
3.Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. № 1. 21; №2.
4.Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. СПб.: «Акцидент», 1997.
5. Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа. Учитель, 2015
6. Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003. № 4.
7.Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей до-школьников // Дошкольное воспитание, 1993. № 11.
Приложение № 1
Игра «Наоборот»
Воспитатель называет слова, а дети - слова с противоположным значением (дети подбирают слова-антонимы)