Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Я – человек»!»»
Тема: « «Я – человек»!»
Цель: создать условия для расширения представлений детей о внешнем строении тела человека, знакомства с возможностями его организма.
Материалы и оборудование: блюдце, 3 стакана с кислой, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка.
2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а второй соком чеснока. Завернуты в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не улетучился. Кубики льда, стакан с теплой водой.
Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)
Ход деятельности:
Воспитатель:
- Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнайте много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей.
- Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям…
- Как вы думаете, почему так бывает?
(Ответы детей)
- Об этом мы сегодня узнаем, что каждый из вас, и вообще любой человек, - почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Этого не может никакое другое существо на Земле.
- Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.
Блок 1 – дифференциация понятий «части тела» и «органы»
Воспитатель:
- У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Варя, подойди ко мне. Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой? (ответы детей).
Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.)
- Зачем она нужна? (ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)
- Туловище есть? (показ туловища.) Есть! Какие органы есть на туловище и внутри? (ответы детей: руки, ноги, сердце, легкие и т.д.)
Блок 2 – волосы
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Не сеют, не сажают,
Сами вырастают. (волосы)
- Что располагается выше всего? (Педагог кладет руку на голову, перебирает волосы.)
Познакомимся с их свойствами. Потрогай свои волосы… Подавите их… Подергайте…
Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте – тихонько. Что почувствовали? (ответы детей: боль)
- Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца.)
Блок 3 – кожа
Воспитатель:
- Что располагается ниже? (ответ: лоб)
- Что внутри? (ответ: мозг)
- Зачем нам мозг? (ответ: чтобы думать)
- Чем сверху покрыт лоб? (ответ: кожей)
- Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных частях тела. Мы изучим и её. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда). Что почувствовали?
Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой). Что почувствовали?
- Оля, закрой глаза и определи, что я сделаю.
- А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? (ответ: боль)
- Что может чувствовать кожа? (ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.)
Блок 4 – глаза
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле ….. (глазки)
- Что находиться ниже лба? (ответ: глаза). Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Педагог показывает книгу. Молчание.) А теперь? (Педагог берет книгу. Молчание.)
- Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).
- У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? ( ответ: веки). Зачем нужно моргать?
- Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы?
- Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (ответ: защищают глаза от воды, пыли и т.д.)
Блок 5 – нос
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
- Что это? (ответ: нос)
- Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (ответ: чтобы дышать).
- Закройте глаза (Педагог подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали?
Так зачем нам нос? (ответ: дышать и различать запахи)
Блок 6 – уши
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…. (ушки)
- Что это? (Педагог указывает на уши.)
- Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? (ответ: говорили, мы видели по губам). А что я говорила? (не слышали?)
Так зачем нам уши? (ответ: чтобы слушать).
Блок 7- рот
Воспитатель:
- Что располагается ниже? (ответ: рот).
- Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.
- Теперь сожмите губы пальцами с скажите: мама, папа, я иду гулять.
- И еще один опыт (Педагог раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?
- Так зачем нам рот? (ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)
Блок 8 – шея
Воспитатель:
- Что ниже? (Педагог показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?
Блок 9 – руки и ноги
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле …. (ножки)
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле …… (ручки)
- Узнаем, зачем человеку руки. Дима, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки? (ответ: чтобы брать предметы.)
- А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?
Блок 10 – внутренние органы
Воспитатель:
- Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.
- Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.
Воспитатель:
Физкультминутка
У меня есть голова
Направо - налево, раз – два.
Повороты головы направо – налево, наклоны головы.
Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели.
Круговые повороты шеей.
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот.
Руки на поясе, наклоны, повороты.
Умелые руки есть у всех,
Вверх- вниз, вниз – вверх.
Рывки руками вверх – вниз.
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
Прыгать, приседать, стоять…
Бег на месте, подскоки, приседания.
Вот какое мое тело!
С ним все сделаешь на «пять»!
- Скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?