Развивающие: Развивать память , творческую активность; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе; Воспитывать умение слушать поэтическое произведение;
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуй, друг.
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг. Здравствуй, весь наш дружный круг!
Мы сегодня не одни!
Гости в группу к нам пришли.
Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить!
Вводная часть занятия.
Вы любите играть, правда?
Сейчас мы поиграем в игру
«Собери картинку» и узнаем
о каком времени года, и о каком явлении природы, которое связано с ее приходом мы будем говорить на занятии (Собирают разрезную картинку на мольберте). Для этого разделимся на 2 группы.1 группа подходит к мольберту под номером 1,2 под номером 2.Ваша группа собирает картинку о явлении природы, ваша о времени года .Звучит музыка Чайковского Зима. Декабрь.
Да ,мы будем говорить о зиме и о первом снеге в стихотворениях поэтов.
Дети , вспомните ваши чувства, когда вы увидели первый снег. Вы обрадовались снегу или огорчились?
Маша ? Кто тебе прочитал это стихотворение? Ты сможешь прочитать его наизусть?
Первый снег
Утром кот принес на лапах
Первый снег! Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег! Первый снег!
Он кружится, легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль забора,
Он прилегна фонаре,—
Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок.
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!
Маша ,почему тебе понравилось это стихотворение? (Оно веселое, радостное. Это стихотворение про первый снег и наступающую зиму. которая принесет нам праздники и развлечения на улице).
Маша, а кто автор этого стихотворения ?( Я. Аким)
2. Основная часть занятия.
Сегодня мы продолжим знакомство с русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фет и с его стихотворением “Мама! Глянь-ка из окошка» Скажите, а какое стихотворение Фета о природе вы знаете, вы его учили наизусть?
Сейчас посмотрите на экран телевизора, вы видите портрет А.А. Фета. Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт. Родился в 1820 году в Орловской области, одна из соседних областей Белгородской области. С детства Фет полюбил стихи. Особенно ему нравились стихи А.А.Пушкина. Фет любил природу, слушал пение птиц, звон ручья. В своих стихотворениях поэт писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах. Специально для детей Фет не писал, но его стихи о природе понятны юным читателям. Стихи Фета можно найти в этих книгах(показ выставки)
Представьте ,что перед вами много снега . Сыграем в снежки.
Физкультминутка
Горсть большую снега взяли – имитация движения «снег взяли»
И лепить комочки стали. - имитация движения «лепка снежка»
Снег плотней в руках сожмём, - имитация движения «лепка снежка»
Да в снежки играть начнём. - имитация движения «прицеливание»
Кидай! Не промахнись! - имитация движения «метание снежка»
Осторожно! А ты пригнись. – присесть
Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета ,которое называется “Мама! Глянь-ка из окошка”и посмотрите презентацию Прочитает вам это стихотворение артистка театра Анна Меньшова.
Первичное чтение произведения ..
Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз.
Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»
Проверка первичного восприятия стихотворения.
- Если Вам понравилось стихотворение хлопните в ладоши?
- О каком времени года говорится в стихотворении?
-Как вы думаете, а при чем тут кошка, умывающая нос (мордочку), и первый снег? Существует примета: если кошка усердно (это как?) моет мордочку, быть гостям. А снег – чем не гость?
-Вы запомнили название стихотворения, а автора?
Словарная работа. Все ли слова в стихотворении вам понятны? Что, означает слово салазки?
Мы с вами постараемся запомнить(выучить) это стихотворение . Легче запомнить его вам поможет таблица (воспитатель читает произведение и показывает детям подходящую по смыслу картинку ).
Повторное чтение стихотворения воспитателем с опорой на мнемотаблицу. В этом стихотворении поэт рассказывает запечатлел (нарисовал, изобразил) зимнее утро.
Стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка»
Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз.
Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»
Слушаем первые строчки стихотворения
Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: «Первые строчки стихотворения – обращение ребенка к матери, – говорит педагог, – можно прочитать весело, радостно. Попробуем (3–4 ответа).
Остальные повторяют вполголоса
Слушаем следующие строчки:
Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз.
А что так обрадовало ребенка, выглянувшего в окно? Он увидел, что грязи нет… Мальчик с большой радостью смотрит в окно и весело рассказывает маме о том, что видит там, за окном. Малыш видит, как изменился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и красивым. (2 ребенка повторяют эти строчки) Остальные повторяют вполголоса
Кто сможет повторить половинку стихотворения
Слушаем следующие строчки:
Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать!
Эти строчки передают радость ребенка, ведь скоро он будет кататься с горы.( 2 ребенка повторяют эти строчки)».
Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»
«А вот последние строчки, я бы, пожалуй, прочитала по-другому, чем предыдущие, чуть тише. Он очень хочет гулять, но знает, что сначала нужно спросить маму. Мальчик волнуется и сам говорит за свою маму: "А сама, наверно, скажешь: "Ну, скорей гулять!"
( 2 ребенка повторяют эти строчки)
Кто сможет рассказать по картинкам 2 часть стихотворения. Чтобы наши глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз.
Глаза закрыты
Наши нежные цветки
Распускают лепестки (открывают глаза)
Смотрим вправо-влево, вверх-вниз
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
А сейчасдавайте устроим небольшой концерт: будем выступать перед гостями. Кто запомнил все стихотворение и может его рассказать. Перед тем как рассказывать стихотворение нужно назвать автора и сказать как называется стих.
3.Заключительная часть занятия.
Итог.
Наше занятие подходит к концу. Скажите, как называется стихотворение, которое мы учили наизусть? Кто написал это стихотворение? Сегодня мне особенно понравилось, как вы активно работали на занятии.