Просмотр содержимого документа
«Конспект. Гласные буквы»
Тема: Творческая мастерская (гласные буквы Аи У).
Цель: создание условий для придумывания сказки по заданному началу с использованием мнемотехники ;
закрепление умения лепить печатные буквы
Задачи:
образовательные
- побуждать детей к связному построению сказки
-помочь понять замысел сказки
- побуждать придумывать название к сказке
- побуждать соотносить смысл пословицы с содержанием сказки
-побуждать последовательно воспроизводить эпизоды сказки
- подводить к самостоятельному выбору схем-подсказок
- формировать представления о структуре произведения (начало, середина, конец), использовать сказочный зачин (жили-были) и концовку (вот и сказке конец, а кто слушал молодец);
развивающие
- способствовать развитию речемыслительной деятельности, воображения, слухового и зрительного восприятия, внимания, активизировать в речи образную лексику.
- развивать умение продумывать ход работы и выполнять плоскостное изображение предмета. Развивать творчество, фантазию, воображение
воспитательные
- способствовать воспитанию интереса к сказкам, доброжелательного и корректного отношения друг к другу.
Способы: игровая ситуация, сообщение темы, игра «Разложи правильно», чтение сказки педагогом, беседа по содержанию сказки, отбор пословицы, пересказ сказки с помощью схем – подсказок, придумывание продолжения сказки с опорой на план воспитателя, рассказывание сказок, поощрение, итог.
Средства: аудиозапись песни «В мире много сказок», шкатулка, буквы на цветных карточках, мнемотаблица, мольберты по количеству детей, маркеры по количеству детей.пластилин, стеки, салфетки, доски, карточки из картона для прикрепления лепных букв
Предварительная работа: знакомство с жанровыми отличиями произведений: сказка, рассказ, стихотворение; чтение сказок, беседы по их содержанию; пересказ сказок с использованием серии картинок, схем, мнемотаблиц; разыгрывание пантомимических этюдов, драматизация сказок; игра «Салат из сказок»; коллективное придумывание сказки
Ход занятия:
1. основная часть
Звучит песня «В мире много сказок», в руках у педагога шкатулка.
-Ребята, давайте заглянем в нашу волшебную шкатулку сказок – что в ней сегодня?
Дети: Буквы
- Правильно, здесь буквы на цветных карточках. Если эти буквы разложить в том же порядке, в котором расположены цвета радуги, вы узнаете, о каком сказочном герое пойдет сегодня речь.
(педагог выкладывают слово «петушок». Дополняет иллюстрацией)
-Сегодня, ребята, я познакомлю вас с новой сказкой, где главным героем выступает петушок. А какие сказки о петушке знаете вы?
Предполагаемые ответы детей: «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Колосок», «Бременские музыканты», «Сказка о золотом петушке»
Молодцы! Ну, что ж, слушайте.
«Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Не послушался петушок, клевал как-то бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться».
-Как бы вы назвали эту сказку?
Предполагаемые ответы детей: «Непослушный петушок», «Петушок и курочка», «Торопливый петушок» и др.
- О чем эта сказка?
Предполагаемые ответы детей: Эта сказка о торопливости, поспешности, заботе, любви, непослушании
- Говорят, что сказка – ложь, да в ней намек. Чему же учит сказка о петушке и курочке?
Предполагаемые ответы детей: В делах нельзя торопиться, нужно слушать советы, спешка ни к чему хорошему не приведет и т.д.
- Я знаю пословицы о поспешности и торопливости, послушайте их:
«Поспешишь – людей насмешишь», «Поторопился – чуть дорогого не лишился»
Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?
Предполагаемые ответы детей: «Поторопился – чуть дорогого не лишился»
- Почему вы так думаете?
Предполагаемые ответы детей: Петушок чуть не лишился самого дорогого - жизни
-Посмотрите на доску, здесь изображены знаки - символы к нашей сказке. Как вы думаете, что означают эти 2 треугольника?
Предполагаемые ответы детей: Жили-были петушок и курочка.
- А стрелка?
Предполагаемые ответы детей: Петушок все торопился, да торопился
- А что означает грозящий палец?
Предполагаемые ответы детей: А курочка знай себе приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись.
- Что в сказке было дальше?
Предполагаемые ответы детей: Не послушался петушок, клевал как-то бобовые зернышки, да второпях и подавился.
- А что означает этот перевернутый треугольник?
Предполагаемые ответы детей: Подавился петушок, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться
-Ребята, подумайте и ответьте, можно ли сказку про петушка и курочку назвать настоящей сказкой?
Предполагаемые ответы детей: Нет, эта сказка не закончена. У сказки всегда хороший конец.
- Давайте поможем нашему петушку и придумаем счастливое продолжение сказки. Мы с вами уже сочиняли сказки одну на всех, а сегодня вы попробуете сочинить несколько сказок – каждый свою. Для того, чтобы успешно запомнить и рассказать сказку вы зарисуете к ней схемы – подсказки.
Работать сегодня мы будем у досок – мольбертов. Найдите себе место и приготовьтесь.
Дети занимают место каждый у своей доски
- Ребята, с петушком случилось несчастье, а как повела себя ваша курочка в этой ситуации?
Предполагаемые ответы детей: Моя курочка перепугалась насмерть «Что же делать?» (моя курочка захлопала крыльями, закричала «Петушок подавился, петушок подавился»; забегала по двору, закудахтала; побледнела как снег, заволновалась; заплакала)
-Попробуйте передать это состояние на доске с помощью символа или написать слово.
- Продумайте продолжение сказки, какой сказочный герой оказался рядом с петушком и помог ему?
Используя для имен выученные гласные буквы «А и У»
- Зарисуйте вашего героя символом или нарисуйте.
- Каким образом помог петушку новый герой?
Постарайтесь зарисовать этот предмет символом или нарисуйте
Предполагаемые ответы детей: (Это былдобрый Ослик, он ловил рыбу в реке.Мимо пролетала фея Оса, она услышала крики курочки и спросила «Что случилось?».;Рядом на болоте жила старая Улитка; К больному петушку приехал Доктор Айболит.; Доктор Айболит сделал укол; с высоты спустился Орел, у которого был пузырек с живой водой.;фея Оса при помощи волшебной пыльцы, оживила петушка…..)
-Что было в вашей сказке дальше?
Предполагаемые ответы детей: Петушок вскочил на забор да как закричит во всё горло «Ку-ка-ре-ку!» (Курочка снесла свежее яичко и подарила...; Больше петушок никогда не торопился.; С тех пор петушок не торопился и всегда угощал курочку найденным зерном.; Петушок и курочка пригласили …. на чай с пирогом)
- Какими словами обычно заканчиваются сказки?
Предполагаемые ответы детей:
-Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!
- С тех пор жили они долго и счастливо
- Вот и сказке конец, и я не молодец. Сколько знал, столько я сказал.
- И стали себе жить-поживать, добра наживать.
- Я там был: квас пил; по усам текло, а в рот не попало.
- Стали жить да быть, и теперь живут.
- Молодцы! сколько сказочных концовок вспомнили! А теперь настал самый интересный момент – давайте послушаем ваши авторские сказки, а схемы из нарисованных знаков вам помогут. Кто из вас расскажет нам свою сказку?
Несколько детей рассказывают сказки с помощью зарисованных ими символов
- Спасибо, ребята, было очень интересно. А вам понравилось играть в авторов - сказочников?
Звучит песня «В мире много сказок», воспитатель закрывает шкатулку
2. Практическая работа
На доске написаны буквы «А и У» красным цветом.
– А почему буквы изображены красным цветом?
(ответ детей Это гласные буквы. )
– Правильно, молодцы. Сегодня мы создадим из красного пластилина гласные буквы – «А» и «У» .
– Но прежде, чем приступить к лепке, сделаем физкультминутку «Буратино».
Буратино потянулся (на носки, руки в стороны – вверх, в стороны - вниз).
Вот нагнулся – разогнулся (наклоны вперёд).
Руки в стороны развёл.
Ключик видно не нашёл (повороты головы вправо – прямо, влево - прямо).
Чтобы ключик нам достать (руки опустить вниз).
Надо на носочки встать (встать на носочки, руки на уровне груди, вытянуты перед собой).
И руками помахать.
- Рассмотрим образец и постараемся сделать буквы аккуратно, красиво. Итак, с чего начнём лепку? (ответы детей).
(Напомнить детям, что букву кладём на карточку из картона. Напоминание, наблюдение, индивидуальные советы, контроль. Слежу за осанкой детей и контролирую, чтобы они общались друг с другом только по теме занятия; слежу за аккуратностью в работе.)
3. Самостоятельная работа
– Дети, несите свои работы и будем составлять выставочную галерею букв (составление работ).
– Какая красивая и весёлая галерея у нас получилась. Может кто-то хочет рассказать про свою работу? (справился ли с заданием, похожа ли буква на оригинал и т. д.). (Сравнение, побуждение к самоанализу. Побуждать к логическому мышлению.)