kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компоненты правильной речи педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети учатся правильной речи в первую очередь у педагога.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компоненты правильной речи педагога»

Речь педагога‒ образец для подражания

Речь – это важнейшее средство общения людей и служит образцом для подражания воспитанников.

 Вот простейшая формула культуры речи:

  • Думай, кому говоришь.

  • Что говоришь.

  • Где говоришь.

  • Зачем говоришь.

  • Какие из этого будут последствия?

 Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе.  Воспитатель должен обратить внимание на следующее:

Требования к качеству речи педагога ДОУ

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

 

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

 

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

 

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

 

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

 

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

 

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

 

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его.

    

Практическая часть

1) «Замените предложения пословицей».

— Учись всю жизнь (век живи, век учись).

— Нужно беречь время (делу время, потехе — час).

— Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье — смолоду).

— Не болтай (держи язык за зубами).

— Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь — людей насмешишь; делаю наспех — делаю на смех).

— Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело — гуляй смело).

2) «Переведите пословицы на русский язык».

Сын леопарда — тоже леопард (Африка) — Яблоко от яблони недалеко падает
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) — Шила в мешке не утаишь
Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) — В тихом омуте черти водятся

Молчаливый рот — золотой рот (Германия) — Слово серебро — молчанье золото

Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) — Язык до Киева доведет
Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) — Обжегшийся на молоке, дует на воду

3) «Зашифрованные сказки».

Необходимо расшифровать перевёртыши, т.е. нужно подобрать слова с противоположным по смыслу значением:

1.Синяя бейсболка («Красная шапочка»)
2.Квадратик («Колобок»)
3.Мышка-домоседка («Лягушка-путешественница»)
4.Мышка в босоножках («Кот в сапогах»)
5.Собачья конура («Кошкин дом»)
6.Петушок бесцветный («Курочка Ряба»)
7.Девочка с ладошку («Мальчик с пальчик»)
8.Прекрасный лебедь («Гадкий утёнок»)
9.Чесночная девочка («Чиполлино»)
10.Свеколка («Репка»)

1.Разминка

  • Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (родник)

  • Какую соль не кладут в суп? (нота)

  • Из каких ноготков нельзя собрать букет? (ногтей)

  • В каких лесах нельзя заблудиться? (сооружение из досок для строительства)

  • Из какого крана не льется вода? ( из подъемного)

  • Какой лук не кладут в суп? (для стрельбы)

  • По какому мостику нельзя перейти речку? (по капитанскому)

  • Какой губкой нельзя мыться? (край рта)

  • Какая гусеница не годится для танка? (насекомое)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Компоненты правильной речи педагога

Автор: Хвостова Татьяна Борисовна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Требования к речи педагога "
    ["seo_title"] => string(33) "triebovaniia-k-riechi-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "165232"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422788212"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_piedaghoghov_dou_na_tiemu_vliianiie_chtieniia_khudozhiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "462750"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521575777"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игры по формированию грамматического строя речи у младших дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "ighry_po_formirovaniiu_ghrammatichieskogho_stroia_riechi_u_mladshikh_doshkol_nik"
    ["file_id"] => string(6) "422011"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497546616"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Роль игры в воспитании культуры речи у детей"
    ["seo_title"] => string(48) "rol_ighry_v_vospitanii_kul_tury_riechi_u_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "403322"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1490506265"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "«Формирование правильной речи у детей посредством артикуляционной гимнастики» "
    ["seo_title"] => string(84) "formirovaniie-pravil-noi-riechi-u-dietiei-posriedstvom-artikuliatsionnoi-ghimnastiki"
    ["file_id"] => string(6) "239575"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444824598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства