Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников
Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников
Коллективное творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников»
Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников
Коллективное творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно - творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Особенности коллективного творческого дела: практическая направленность; коллективная организация; творческий характер; дети заботятся друг о друге; о своем коллективе; об окружающих людях; о далеких друзьях; поиск лучших средств этой заботы; все более четкая организация своей жизни; разнообразных дел на пользу и радость; это сплачивает воспитателей и воспитанников.
Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательной задач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы “по ходу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени - при обсуждении результатов.
Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для которых, напротив, характерна открытая постановка перед воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.
В отличие от коллективных дел здесь на первый план выступает на создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненно важного опыта, а не применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, навыков, которые должны быть переданы учащимися к учебной работе.
Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.
Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.
Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.
Основной отличительный признак вида - общая практическая забота, которая выступает на первый план.
Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.
Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или ее отдельные элементы могут быть использованы педагогами дошкольного образовательного учреждения при проведении различных форм воспитательной работы.
С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста целесообразнее использовать упрощенную технологию проведения (в старших группах), а в некоторых случаях только элементы коллективной творческой деятельности (в младших группах), используется своеобразный тип коллективного творческого дела - ситуативный.
В дошкольном образовательном учреждении можно использовать такие формы коллективной творческой деятельности чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.
Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, когда эти дела сочетаются с основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.
Дошкольники еще не умеют вместе со старшими думать и действовать на радость и пользу друг другу и окружающим людям. Но они могут научиться этому, привыкнуть к участию в общей творческом деле, овладеть навыками коллективной деятельности на собственном опыте.
Совместное участие в коллективном творческом деле заставляет младших подтягиваться к старшим, воздействуя друг на друга и сам на себя. Старшие стремятся не уронить уровень своего достоинства перед младшими стремятся быть знающими, умелыми, дружными, смелыми. происходит положительное взаимное влияние младших и старших. В старшей группе во второй половине учебного года воспитатель может переходить к заданиям, требующим распределения работы между несколькими детьми, объединенными в одну подгруппу, коллективные обсуждения влияют на развитие творчества, дети приобретают опыт сотрудничества. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно. Дошкольники, как бы сами “открывают” эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.
Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.
При этом условии для каждого ребенка важным становится его личный вклад в общую работу, стремление к качественному выполнению индивидуального задания, являющегося частью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним внимание как к участникам общего дела.
Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитывать уровень умений каждого ребенка, наличие у него творчества, самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками.
Осознание ребенком своей позиции равноправного участника и значимости своих действий для вклада в общий итог деятельности группы позволяет ему в реальных ситуациях убеждаться, что успех дела зависит от слаженности в работе всех участников.
Значительное влияние на детей оказывает и обсуждение с ними результатов работы, в процессе которого воспитатель особо подчеркивает их выдумку, творчество, рассказывает о примерах совместного обсуждения, о проявлении доброжелательности, умении выйти из спорных ситуаций без спора. Вместе с воспитанниками педагог оценивает предложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая его направленность на улучшение будущего дела
Немаловажное значение имеет и создание на занятии положительной эмоциональной обстановки, которая обеспечивается доброжелательным общением педагога с детьми, его умением поддерживать их активность, удивляться их «открытиям».
Обеспечение коллективного творческого характера дела на занятиях достигается путем объединения детей общими эмоциональными переживаниями, также при подведении итогов, радость от полученных результатов. Обеспечивая, таким образом, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Развитие эмоциональной сферы проявляется в нескольких различных формах: в форме выразительных движений; в форме эмоциональных действий; в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях; в форме определенного отношения к окружающему.
Именно на развитие этих функций направлена работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами коллективного творческого дела. Работу по развитию эмоциональной сферы необходимо начинать с детства. Этому способствует организация учебно-воспитательной работы по развитию эмоциональной сферы средствами коллективного творческого дела.
Деятельность на занятиях по развитию эмоциональной сферы с использованием средств коллективного творческого дела заключает в себе широкие возможности для объединения дошкольников, обладающих самыми разными умениями, знаниями, навыками и позволяет каждому испытать радость успеха.
Переживание общей радости объединяет детей, влияет на воспитание доброжелательных взаимоотношений, что способствует развитию эмоциональной сферы. Положительное влияние оказывает коллективное творческое дело на формирование у дошкольников умения согласовывать свои действия, мнения, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, т.е. способствует развитию эмпатии.
При этом немаловажно порой предусматривать такие объединения детей, которые как раз способствовали бы проявлению эмоционального сопереживания. После выполнения совместных заданий целесообразно предлагать детям рассказать о том, как они работали вместе, чтобы, опираясь на их высказывания, подчеркивать значение дружеских взаимоотношений, умения понимать эмоциональное состояние другого, адекватно выражать и регулировать свое.
В коллективной творческой деятельности легко и незаметно формируется умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.
В коллективном творческом деле, организованном с целью эмоционального развития результатом является мысль, идея, переживание, эмоция, чувство
Таким образом, исходя из положений теоретического исследования проблемы развития эмоциональной сферы, можно сделать следующие выводы.
Характер и интенсивность эмоции определяются расшифровкой сигналов, поступающих из внешней среды. Расшифровка сигналов зависит от умственного развития человека и от его способности интегрировать различные элементы поступающей информации. Именно поэтому необходимо иметь представление об эмоциях, процессах их возникновения и протекания, способах регулирования своего эмоционального состояния.
Систематическая работа воспитателя по развитию эмоциональной сферы в период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.
В коллективной творческой деятельности легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми, и развивается эмоциональная сфера дошкольников.