Педагог рассказывает: Война – это плохо. Когда на нашу Родину напали враги, им больше всего не нравился город Ленинград. Это был очень красивый город, там жило много людей. Посмотрите на фотографии этого города до войны. Нравится вам этот город? Ответы детей (Город красивый, в нем большие высокие здания, веселые люди, дети смеются) Фашисты решили его уничтожить – разбомбить, а всех людей убить. Наши солдаты не давали фашистам занять город Ленинград. Тогда враги окружили город плотным кольцом и каждый день с самолетов бомбили его. Это называется блокадой. Блокада, это когда окружены и не могут выйти. В городе совсем не осталось еды. Люди стали голодать. Каждому человеку в день давали вот по такому кусочку хлеба. (Показать детям небольшой кусок серого хлеба). Ребята, как вы думаете, хватит этого хлеба человеку на целый день? Ответы детей (Этого очень мало, если съесть только этот кусочек утром, потом опять станешь голодный, а есть больше нечего, а я вообще черный хлеб не люблю) Да, ребята, кроме маленького кусочка хлеба ничего больше не было и люди голодали. Когда на небе появлялись вражеские самолеты, объявляли воздушную тревогу по радио. Все люди прятались в бомбоубежища и сидели там, пока самолеты не улетали. Было очень страшно. Девочке Вале в то время было четыре года, но она хорошо запомнила войну. Когда эта девочка выросла, то написала книгу о блокаде Ленинграда. Я прочитаю вам отрывок из этой книги. Валентина Семенцова Лист фикуса (в сокращении) Вступление 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашисты быстро подошли к Ленинграду (Санкт-Петербургу) и окружили его. Большую часть заводов и людей эвакуировали в тыл, то есть вывезли вглубь страны. Часть людей не смогла или не захотела покинуть город. Немецкая артиллерия каждый день обстреливала город. С самолётов сбрасывали бомбы, которые вызывали разрушения и пожары. По радио объявляли: «Воздушная тревога!» Люди прятались в подвалы или специальные бомбоубежища до отбоя воздушной тревоги. Но это не всегда спасало. Было очень много убитых и раненых. Осенью 1941 года сгорели склады с запасами продовольствия, и над окружённым фашистами городом нависла опасность голода. Продукты стали продаваться только по карточкам, то есть талончикам, в строго ограниченном количестве. Норма отпуска продуктов постоянно сокращалась. Люди стали умирать от голода. 900 дней продолжалась блокада Ленинграда. * * * Это воспоминания девочки Вали, которой шёл четвёртый год, когда началась война. Её папа ушёл на фронт сражаться с фашистами, был зенитчиком. Мама устроилась работать на Кировский завод, ремонтировала танки, делала снаряды. Валя оставалась дома одна на целый день, пока мама была на работе. Лист фикуса Вы едите листья растений? Конечно, ответите вы. Листья салата, капусты, укропа и другие, вкусные и полезные. Но не все листья можно есть. Некоторые листья ядовиты, другие просто невкусные. Откуда же такое название рассказа? В начале войны мы жили в двухэтажном многоквартирном доме в Огородном переулке около Кировского завода. У нас в комнате рос в кадке большой фикус. Мама закрывала меня в комнате и уходила на работу. У меня было много игрушек, я целый день играла с ними. Немного еды, что оставляла мне мама, я быстро съедала. А есть потом снова хотелось. Однажды с фикуса упал лист. Он был большой, кожистый, зелёный. На его черешке появилась белая капелька, как молоко. Я лизнула её, но она оказалась горькой. Я стала играть с листом, но от него исходил такой вкусный запах зелени… Вы видели, как грызут корм хомяки, кролики. Передними зубами они откусывают маленькие кусочки и не жуют их. Вот так и я сгрызла лист фикуса и почти наелась. Через некоторое время я уже сама оторвала лист и тоже сгрызла его. Усталая мама, вернувшись вечером с работы, ничего не заметила. А я ничего ей не рассказала, побоялась, что меня накажут. Как вы догадываетесь, на следующий день я сгрызла ещё два листа, потом ещё… Наконец наступил день, когда листья остались только на верхушке фикуса, достать их я никак не могла. Это меня очень огорчило. Как-то мама, видно отдохнув немного, обратила внимание на голый фикус. Никаких листьев внизу не было. Я ей честно призналась, что съела их. Мама перепугалась, схватила меня в охапку и побежала к врачу в поликлинику. Там меня осмотрели, послушали, никаких болячек не обнаружили и решили, что всё обошлось для меня благополучно. Может быть, потому я и стала потом биологом, что съела фикус? Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод. Педагог задает вопросы: Вот такой грустный рассказ о маленькой девочке Вале. Почему нам ее жалко? Ответы детей (она была голодная, она была одна дома, без мамы и папы, она от голода ела горький лист) А почему нельзя есть листья фикуса? Ответы детей (Листья горькие, ядовитые) Почему Валина мама повела Валю к врачу? Ответы детей (Она боялась, что Валя отравиться, что у нее заболит живот, что она может даже умереть) Два с половиной года длилась Блокада Ленинграда. Но наши войска все – таки выгнали фашистов с родной земли. Для этого понадобилось много военной техники. Посмотрите на картинки. Какую военную технику вы можете назвать? Ответы детей (Танки, самолеты, пушки) И всем этим управляли наши солдаты. Какие должны быть солдаты? Ответы детей (смелые, сильные, быстрые) Правильно! А еще дисциплинированные. Солдаты должны уметь маршировать, выполнять команды смирно и вольно, уметь ходить строем. Представьте, что мы с вами – солдаты. Давайте представим, что мы военные, которые защищают наш город и нашу Родину: Мы станем все военными, (Шагают на месте) Большими, здоровенными. (Руки вытянуть вверх, опустить на плечи) Будем в Армии служить, (Руки в стороны). Будем Родину любить. (Руки на пояс) Сад и дом свой охранять, (Наклон вперёд, смотрим в «бинокль») Будем мир мы защищать! (Шагают на месте) Чтобы поддержать дух советских людей, во время тяжелых дней блокады, композитор Дмитрий Шостакович сочинил музыку – симфонию Ленинградскую. Послушаем отрывок из этой симфонии. (Звучит отрывок из симфонии) Ребята, какая это музыка? Ответы детей (громкая, грустная, под нее хочется идти, военная, она делает смелее) Люди слушали эту музыку и им хотелось стать смелее, им хотелось выжить и победить фашистов. |