kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час, посвященный дню снятия блокады Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся.

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза

Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.

(Рассказ сопровождается показом на карте.)

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение,

на фронт и в партизанские отряды.

Женщины воевали наравне с мужчинами

Кроме этого рыли окопы вокруг города

Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.

Началась эвакуация мирных жителей.

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Посмотри на карту! Если земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты.

На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда»

Блокада Ленинграда

Цели: познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся.

Ход

Слайд

1

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…

1

2

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.


22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза

2

3

Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.

(Рассказ сопровождается показом на карте.)

3

4

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение,

на фронт и в партизанские отряды.


4

5

Женщины воевали наравне с мужчинами

5

6

Кроме этого рыли окопы вокруг города

6

7

Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.

7

8

Началась эвакуация мирных жителей.

8

9

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Посмотри на карту! Если земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

9

10

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.




10


Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили

150 тысяч снарядов.


11


На стенах домов появились надписи

12


Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.

13


Ленинград называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства

14


Петропавловской крепости,

15


Без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили становятся прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать.

16


Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской

17


А вот Адмиралтейскую иглу нельзя было красить. Решили спрятать ее под большим чехлом. Сначала с помощью аэростата и специального приспособления старший лейтенант Судаков поднялся на самый верх и, раскачиваясь на узенькой дощечке, закрепил канаты и блок. Потом по очереди стали подниматься альпинисты: Ольга Фирсова, Александра Пригожева, Алоиз Земба, Михаил Бобров.

18


Враг не хотел мириться с потерей ориентиров. Однажды фашистский самолет-истребитель вынырнул из облаков и сходу дал очередь по шпилю. Пули прошили позолоту рядом с Ольгой Фирсовой. Не раз отважным альпинистам приходилось подниматься на блокадные вершины, т.к. из-за осколков снарядов, бомб суровой непогоды был нужен постоянный ремонт маскировки.

19


Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник Петру I – основателю города.

20


Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:

  • Хлебное зерно и мука на 35 суток;

  • Крупа и макароны на 30 суток;

  • Мясо и мясопродукты на 33 суток;

  • Жиры на 45 суток;

  • Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.




21


Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду

22


Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

23


А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

24


Часто лед трескался и машины тонули.

25


На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба. В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.

Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?


26


Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.

27


Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.

28


Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

29


В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:


«Женя умерла 28 декабря в

12 часов 30 минут утра 1941

года. Бабушка умерла 25 ян-

варя в 3 часа дня 1942 года..»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра

1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля

в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая

в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 7 часов

30 минут утра 1942 года».

У планеты нашей сердце

Бьётся гулко, как набат.

Не забыть земле Освенцим,

Бухенвальд и Ленинград.

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

30









31


За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Я в гору саночки толкаю.
Еще немного - и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжелой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.

32


Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

33


В осажденном городе повседневные дела становились подвигом. Во время блокады страдали и мучались все: и люди, и животные.

Огромные испытания выпали на долю зоопарка: центр города, рядом Петропавловская крепость, по которой фашисты били прямой наводкой. Множество снарядов и бомб взорвалось на территории зоопарка (в то время его называли «зоосадом»). Многие животные погибли, а другие страдали от голода.



Героические усилия прикладывали сотрудники зоопарка, тоже голодавшие и погибавшие от бомбежек и артобстрелов.

Всю долгую и страшную блокаду прожила в зоосаде бегемотиха по кличке Красавица. Она выжила благодаря уходу Евдокии Ивановны Дашиной: эта самоотверженная женщина каждый день носила из Невы воду, грела и устраивала для Красавицы душ. Потому что больше всего бегемоты страдают от отсутствия воды: кожа трескается, и животное умирает. Но, благодаря Дашиной, Красавица выжила. Хотя и похудела. Потому что кормили бегемотиху чем придется: вениками, ветками, иногда просто запаривали для нее опилки. К счастью Красавица почти ни от чего не отказывалась. Только очень боялась артобстрелов и бомбежек и всегда пряталась в свой пустой бассейн.

34


Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр.

35


Работала Публичная библиотека

36


Работали школы.

37


Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

38


Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.

38


Помогали в госпиталях.

40


Разбирали письма на почте.

41


Многие мальчики и девочки были награждены медалями «За оборону Ленинграда»

42


Когда наступила весна, люди нашли в себе силы привести город в порядок и начали делать грядки. . Огороды разводили во дворах, в уличных скверах и больших парках. Даже на Исаакиевской площади!

43


Вот какой урожай созрел!


44



45






46


К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались 7 дней.

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.

И весь мир узнал, что 27 января блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.


Война еще не кончилась, а жители стали восстанавливать свой город. Со стен стирали надписи «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

47


Восстанавливали трамвайные пути по всему городу. Возвращались вывезенные ценности.

48


Сажали деревья вместо тех, которые были уничтожены во время войны.

И даже высадили новый парк у Московского проспекта. Этот парк так и называется - Парк Победы.

49


Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой!

Голод привел к страшным последствиям. Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах. Центр мемориала – 6-ти метровая величественная бронзовая фигура Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев - это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям

50


900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Эти березы напоминают нам об этом

51


Мы с вами не имеем права забывать эту страшную трагедию. Она не повторится никогда только в том случае, если мы будем помнить о ней. И об этом написано на стенах мемориала поэтессой Ольгой Берггольц

52-54


Просмотр содержимого презентации
«Дню снятия блокады Ленинграда посвящается»

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается

22 июня 1941 года

22 июня 1941 года

900 дней блокады – 900 берёз.

900 дней блокады – 900 берёз.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Классный час, посвященный дню снятия блокады Ленинграда

Автор: Зубач Татьяна Петровна

Дата: 06.10.2016

Номер свидетельства: 347694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "71 - ая годовщина снятия блокады Ленинграда. "
    ["seo_title"] => string(50) "71-aia-ghodovshchina-sniatiia-blokady-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "164808"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422703862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства