Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.
Звучат позывные - ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ
выходят учитель и ведущие
учитель
“Опять война, Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда - Не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…” (Юрий Воронов)
Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвиг Ленинграда.
Ведущий 1: День 27 января объявлен Днем воинской доблести России в память о подвиге жителей города Ленинграда, переживших страшную блокаду длиной в 900 долгих дней и ночей.
Ведущий 2:
В истории – не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают – было по плечу лишь им.
Ведущий 1: 26 января 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР город был награжден Орденом Ленина, а в 1965 году присвоено звание «Город-Герой» с вручением Ордена Ленина и медали Золотая звезда.
Город Петра –
Гордость России и славы,-
Устоявший в неслыханном прежде бою,
Третий орден тебе
Приколола держава
На защитного цвета гимнастерку твою.
Звучит песня «Священная война»
1-й ведущий:
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, а в сентябре гитлеровские захватчики уже оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин и Петергоф. 4 сентября противник произвёл первый обстрел Ленинграда; 6 сентября фашистская авиация впервые прорвалась к городу, разбомбив два дома на Невском проспекте, ещё через два дня фашисты начали совершать регулярные массированные налёты на Ленинград. В тот же день была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Начались девятьсот суровых дней ленинградской блокады.
2-й ведущий:
Из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября 1941 года, Берлин: «Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город артиллерией и авиацией… весной мы проникнем в город, вывезем всё, что осталось живое, вглубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии».
1-й ведущий:
Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжёлая и сверхтяжёлая артиллерия вела планомерный и ожесточённый обстрел жилых кварталов города. Из-за блокады прекратился подвоз топлива и продовольствия.
Чтец 1
Птицы смерти в зените стоят. Кто идёт выручать Ленинград? Не шумите вокруг – он дышит, Он живой ещё, он всё слышит:
Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: «Хлеба!» До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон – смерть. И стоит везде на часах И уйти не пускает страх.
2-й ведущий:
В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – теперь её можно было брать только из Невы.
Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью.
1-й ведущий:
Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватало ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы.
2-й ведущий:
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы выдачи хлеба. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, целлюлозы. Представьте хлебную карточку – бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков и выдавался дневной паёк. При утере карточка не возобновлялась. Люди умирали от холода и голода в своих квартирах, на работе, и прямо на улице.
Чтец 2
А город был в дремучий убран иней. Уездные сугробы, тишина… Не отыскать в снегах трамвайных линий, одних полозьев жалоба слышна. Скрипят, скрипят по Невскому полозья. На детских санках, узеньких, смешных, в кастрюльках воду голубую возят, дрова и скарб, умерших и больных…
Так с декабря кочуют горожане
за много вёрст, в густой туманной мгле,
в глуши слепых, обледеневших зданий
отыскивая угол потеплей.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слёзы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слёз для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не даёт.
Нам ненависть залогом жизни стала:
объединяет, греет и ведёт.
1-й ведущий:
Правительство страны делало всё, чтобы помочь Ленинграду. Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру. До конца навигации с большой земли шли в Ленинград баржи с продовольствием. Когда Ладожское озеро замёрзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни». Шофёры повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбёжкой, машины с продуктами и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей.
Чтец 3
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Пусть ветер с Ладоги поведает народу
Как летом баржу за баржой
Грузили, в шторм и непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Зимой машины шли здесь вереницей
И лёд на Ладоге трещал:
Возили хлеб для северной столицы,
И радостно встречал нас Ленинград.
2-й ведущий:
Смерть входила во все дома, унося жизни тысячи детей, женщин, стариков. Ленинградская школьница Таня Савичева в условиях блокады вела краткие записи о том, как на её глазах умирали ближайшие родственники. Такой дневник – потрясающий документ. Его нельзя читать без слёз.
Чтец 4
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
“Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной…” Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет…
1-й ведущий:
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Вылечился после тяжёлого ранения на фронте брат Миша. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Дневник Тани Савичевой фигурировал на судебном процессе в Нюрнберге как один из обвинительных документов против фашистских преступников.
Чтец 5
Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слёзы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным, но веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричат за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!»
2-й ведущий:
Сегодня дневник Тани Савичевой выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия — в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища. 17 мая 1972 года по инициативе учащихся посёлка, где умерла Таня, ей был установлен памятник.
А на 3-м километре «Дороги жизни» был построен мемориальный комплекс, на котором запечатлены странички из Таниного дневника
1-й ведущий:
Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск и, тем не менее, там круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре-декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.
Чтец 6
Да, мы не скроем: в эти дни
мы ели клей, потом ремни;
но, съев похлёбку из ремней,
вставал к станку упрямый мастер,
чтобы точить орудий части,
необходимые войне.
Но он точил, пока рука
могла производить движенья.
И если падал - у станка,
как падает солдат в сраженье.
2-й ведущий:
В городе работали театры, музеи. Всё время блокады работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живёт.
Чтец 7
Но люди слушали стихи,
как никогда, - с глубокой верой,
в квартирах чёрных, как пещеры,
у репродукторов глухих.
И обмерзающей рукой,
перед коптилкой, в стуже адской,
гравировал гравёр седой
особый орден - ленинградский…
Гравёр не получал заказ.
Он просто верил - это надо.
для тех, кто борется, для нас,
кто должен выдержать блокаду.
1-й ведущий:
9 августа 1942 года шёл 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, названную также «Ленинградской» Это было премьерное исполнение. Большая часть симфонии была создана композитором ещё в 1941 году. На партитуре автор написал «Посвящается городу Ленинграду»
Звучит отрывок из Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
Ведущий 2: История любого народа – история войн. Сколько их было – не счесть! Великая Отечественная война 1941-1945 годов - война со страшным противником: опытным, хорошо вооруженным, нацеленным на истребление славянских народов. Никто и не подозревал тогда, насколько страшной, кровавой и долгой будет эта война, сколько жизней она унесет с собой!
Ведущий 1: Бесконечно долго можно рассказывать об ужасах этой войны и беспримерном мужестве солдат, героических подвигах тружеников тыла, всего советского народа. То, что пережила и выстрадала наша земля, невозможно вспоминать без боли и праведного гнева.
Ведущий 2:
Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налётов и артиллерийских обстрелов врага.
27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!
Этот день стал днём великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей.
Голос Левитана об освобождении Ленинграда..
Чтец 8
За залпом залп. Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы Тихо плачут. Ни успокаивать пока, Ни утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом! Их радость велика, Но боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют С тобой Пол-Ленинграда не поднялось… Рыдают люди, и поют, И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе – Салют! Сегодня ленинградцы Плачут…
2-й ведущий:
Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой!
Прошло много лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.
Ведущий 2:
Спустя 78 лет после Великой Отечественной войны мы не перестаем восхищаться нашими воинами-победителями, выдержавшими серьезное испытание на полях сражений. Не меньшего восхищения достойны простые люди – старики, женщины, дети, оказавшиеся на оккупированных территориях. Они выдержали серьезное испытание на милосердие, сострадание, заботу и самопожертвование.
Ведущий 2:
Сегодня мы хотели бы вспомнить о нравственном подвиге, благородстве, искреннем братстве и дружбе народов, проявленном в экстремальных условиях, самыми слабыми и незащищенными – женщинами и стариками аула Бесленей, Хабезского района, Карачаево-Черкесии.
Ведущий 1:
В августе 1942 года старики и женщины из аула Бесленей дали кров, свою фамилию, усыновили и спрятали от фашистов 32 ребенка, эвакуированных из блокадного Ленинграда на Кавказ; среди спасенных ими детей были и евреи. Во время оккупации этот факт представлял серьезную угрозу для жизни тех, кто укрывал приемышей, но ни один житель аула не выдал гитлеровцам детей, несмотря на угрозы расстрела. Простые аульчане рассуждали так: «Какая разница - черкес ты, русский или еще кто. У всех одна Родина – наш Советский Союз».
Ведущий 2:
Дело было 13 августа 1942 года. На окраине черкесского аула Бесленей, на берегу реки Большой Зеленчук, остановился обоз из четырех подвод. В них – больные, истощенные детдомовские дети, вывезенные еще в апреле из блокадного Ленинграда. Почти у всех родные сражались с фашистами на фронте либо умерли от голода или бомбежек.
Измученных, голодных сирот увозили из блокадного Ленинграда под обстрелами, по «ледовой трассе» Ладожского озера, как тогда думалось, в безопасность, в Краснодарский край. Но фашисты шли за детьми по пятам. Вместо ожидаемых 3–5 дней пути от Ленинграда до Краснодара дорога заняла месяцы и уносила маленькие жизни одну за другой.
Ведущий 1:
Обоз обреченно шел через станицы и села Ставропольского и Краснодарского краев. Питались тем, что вынесут местные жители. Через неделю такого пути дети были в крайнем истощении. Так, в жаркий августовский день судьба привела ленинградских детей к берегу реки Большой Зеленчук, к черкесскому аулу Бесленей, где обоз остановился на отдых. В самом ауле в это время находились только люди преклонного возраста и маленькие дети (мужчины на фронте, женщины работали в поле, заготавливали продукты для Красной армии).
Ведущий 2:
Прослышав о том, что прибыл обоз с детдомовцами из блокадного Ленинграда, все аульчане поспешили к реке. Но от увиденного здесь оторопели: на подводах лежали дети – худые, бледные, с опухшими ногами и безучастными, постаревшими, серыми лицами. Они не звали мам, не просили еды и помощи, они молча умирали. Стояла неестественная и пугающая тишина – ни детских голосов, ни смеха, ни плача.
Ведущий 1:
И хотя в 1942 году слова «толерантность» жители аула Бесленей еще не слышали, но, увидев беспомощных детей, не интересуясь ни их национальной принадлежностью, ни их вероисповеданием, не сговариваясь, стали разбирать самых слабых по своим домам. Спустя десятилетия потомки скажут: это был нравственный, интернациональный, гражданский подвиг, достойный и показательный. Приемыши были не только другой национальности, но и религия у них была другая. А немцы расстреливали на месте тех, кто укрывал у себя евреев.
Ведущий 2:
В то время председателем колхоза был Хусин Лахов. Под его председательством был незамедлительно созван совет старейшин, во время которого было принято решение внести 32 записи о детях ленинградского эшелона, которые якобы были рождены в семьях аульчан, в похозяйственную книгу поселения. Каждого малыша нарекли новым именем. Это позволило избежать неминуемой расправы гитлеровцев. Так ленинградские дети получили вторую жизнь. Ленинградская девочка Катя Иванова стала Фатимой Охтовой, Володя Жданов – Цеевым, Саша (фамилия неизвестна) – Рамазаном Хежевым, Марик (фамилия неизвестна) – Муссой Агаржаноковым…
Ведущий 1:
Вскоре в аул прибыли немцы и первым делом детально ознакомились с записями в учетной книге. В течение пяти месяцев аул был оккупирован захватчиками. Местные жители прятали детей. Параллельно блокадники осваивали черкесский язык. Фашисты с первых дней выпытывали: через аул проходил обоз с детьми, куда вы их дели? Председателю сельсовета Сагиту Шовгенову грозили расстрелом, ходили по домам в поисках светловолосых, говорящих на русском языке детей.
Но ни один коренной житель Бесленея не предал ленинградских детей. Аульчане выдавали ленинградских ребятишек за собственных, проявляя редкую находчивость и бесстрашие. Жители Бесленея упорно настаивали на своем: «Чужих в ауле не было и нет – ни евреев, ни русских, все – черкесы, все - бесленеевцы».
Ведущий 2:
Дети, спасенные жителями Бесленея, дожили до Великой Победы. Когда аул был освобожден и нужда прятать ленинградцев отпала, выяснилось, что все они освоили язык адыгов. Многих после войны разыскали родственники, они уехали из аула, но пережитое связало навсегда ленинградских ребятишек со своими спасителями. Сегодня связь поддерживают уже их потомки. Сегодня на земле Карачаево-Черкесии осталось в живых четверо детей войны – тех, кого называют «ленинградскими черкесами Бесленея».
По просьбе благодарных ленинградских приемышей скульптор Хатиза Кемрюгов изготовил макет памятника: черкесская женщина обнимает приемного ребенка из блокадного Ленинграда, за спасение которого грозила смерть.
Через 68 лет, 7 мая 2010 года, в ауле появился памятник, возведенный на народные деньги и посвященный межнациональной дружбе. На мемориале установлена надпись: «Посвящаем жителям аула Бесленей, принявшим в 1942 году и воспитавшим нас – детей блокадного Ленинграда».
В день открытия памятник получил и свое второе название - «Памятник взаимоотношений народов Кавказа и России».
Вальс под песню «Дети войны»
Прошло 78 лет. Сегодня нет в живых тех стариков и женщин, у которых сострадание оказалось превыше чувства самосохранения. Они научили нас интернационализму, уважению к национальной принадлежности других народов, патриотизму и любви к своей общей, одной на всех Родине.
Учитель
Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа – ценой миллионов жизней, в том числе и детских. И поэтому сегодня сравнивая жизнь того времени и нашего бережно относитесь к тому, что имеете: цените и берегите своих родителей, знайте цену каждой крошечке хлеба, радуйтесь мирному небу и каждому дню.