Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. Для их развития нужны специальные тренировки. При недостаточном развитии речи у ребёнка, особое внимание надо уделить к тонкой моторике. Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования координированных и точных движений кистей рук, которые необходимы для множества бытовых и учебных действий. Высокий уровень развития у ребёнка мелкой моторики, свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности к школьному обучению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КЛАДОВАЯ ТВОРЧЕСТВА»
«Кладовая детства»
Лымарева И.И.
воспитатель
ГККП «Ясли-сад №4 «Дельфинчик»
город Темиртау
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. Для их развития нужны специальные тренировки. При недостаточном развитии речи у ребёнка, особое внимание надо уделить к тонкой моторике. Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования координированных и точных движений кистей рук, которые необходимы для множества бытовых и учебных действий. Высокий уровень развития у ребёнка мелкой моторики, свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности к школьному обучению.
На протяжении всего дошкольного возраста, огромное внимание уделяется развитию моторики руки. Важную роль в их развитии способствуют занятия по изобразительной деятельности, особенностью которой является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Немаловажную роль для развития творчества детей имеет цвет. Яркие цвета стимулируют желание ребёнка взять в руки карандаш или краски. Наряду с традиционными материалами, существуют и много новых материалов - графитный и угольный карандаши, сангина, акварель, цветные восковые мелки, а также сочетания в одном рисунке разных материалов и техник. Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности, и учитывая возможности детей, я всегда стараюсь обогатить техническую сторону детской изодеятельности средствами нетрадиционных способов изображения.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение – значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.
Занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не только исключительно художникам, они полезны любым специалистам.
Использование тех или иных нетрадиционных средств рисования зависит от возраста детей. Так, «Пальчики – палитры», «Печатание», «Рисование ладошками» широко применяются в работе с детьми младших групп; «Печатание пробками, поролоном», «Акварель по сырому фону», «Тычок жёсткой кистью», «Рисование ватной палочкой» и др. – с детьми средних групп; «Набрызг», «Рисование мыльными пузырями», «Монотипия предметная», «Кляксография» и другие, более сложные – с детьми старшей группы. Большинство из этих техник способствуют воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяют графические возможности детей, закрепляют знания сенсорных эталонов. В детском саду ни один художественный материал не используется так часто, особенно для развития мелкой моторики пальцев, как пластилин. С помощью пластилина можно даже рисовать, используя выразительные возможности его цвета. Дети с удовольствием «рисуют пластилином» весёлых зверей, салфеточки с узорами и т. п.
Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает и аппликация из различных материалов. Коллективные и индивидуальные составления коллажей, выполненные в технике салфеточной аппликации, отличаются оригинальностью, красочностью, художественным вкусом. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев дети получают комочки, которые используются для заполнения контура рисунка. В результате получаются чудесные «Цыплята», «Барашки», «Кудрявая берёзка» и т. д. Очень нравится моим воспитанникам выполнять аппликацию из круп - «Высокие горы», «Медвежонок Умка», «Красивая ваза», «Грибок», из ваты красиво получаются зимние рисунки - «Снеговик», «Снежный кролик», «Зимушка-зима». Детям нравится техника обрывной аппликации, когда все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация, на первый взгляд, очень проста в выполнении, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Но от дошкольника эта техника требует терпения и усидчивости, аккуратности. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет детям возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ. Всё это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания. Главное, чтобы данные занятия и результат работы приносили детям только положительные эмоции.
Для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму, одним из важнейших направлений в работе является взаимодействие с родителями. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят выставку детских работ, однако при этом не всегда понимают важность художественного творчества для развития ребёнка. С целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития ручной умелости их малышей посредством применения нетрадиционных техник рисования, нами систематически проводятся беседы, мини-консультации, дни открытых дверей, родители привлекаются к изготовлению совместных с ребёнком поделок и изображений в рамках тематических недель, проводимых в детском саду.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, желает и стремится делать своими руками, тем он становится умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Литература:
«Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина, Ярославль, 2002 г.
«Озорной карандашик». Н. Алексеевская, Москва, 1998 г.
«Изобразительная деятельность в детском саду», И. А. Лыкова, Москва, 2007 г.
«Художественный труд в детском саду», И. А. Лыкова, Москва, 2011 г.
«Нетрадиционные техники рисования», Т. Цквитария, Москва, 2012
«Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» Р.Г. Казакова. Москва, 2009 г.