1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям,
3. Развивать внимание, память.
4. Воспитывать интерес к древней культуре Руси.
5. Создание обстановки психологического комфорта.
ЦЕЛЬ: ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа.
ЗАДАЧИ:
- создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности;
- развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
- воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа
Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать на нашем мероприятии «Кладовая народного творчества».
Эта тема выбрана не случайно. В прошлом учебном году у нас на параллели, тогда 2 классов были проведены проектные работы
«Что за прелесть эти сказки!» и «Пословицы». На уроках литературного чтения мы знакомились с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, загадками, прибаутками, частушками, запевками, скороговорками, сказками.
В этом году на уроках истории мы узнали о жизни древней Руси.
На уроках изо и технологии знакомились с народными промыслами, изготавливали и расписывали различные поделки по теме. На уроках информатики учились составлять загадки, на риторике разучивали скороговорки.
И сегодня мы хотим ещё раз погрузиться в атмосферу прошлого, обратиться к устному народному творчеству нашей Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кладовая народного творчества. »
Кладовая народного творчества.
1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям,
3. Развивать внимание, память.
4. Воспитывать интерес к древней культуре Руси.
5. Создание обстановки психологического комфорта.
ЦЕЛЬ: ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа.
ЗАДАЧИ:
- создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности;
- развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
- воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа
Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать на нашем мероприятии «Кладовая народного творчества».
Эта тема выбрана не случайно. В прошлом учебном году у нас на параллели, тогда 2 классов были проведены проектные работы
«Что за прелесть эти сказки!» и «Пословицы». На уроках литературного чтения мы знакомились с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, загадками, прибаутками, частушками, запевками, скороговорками, сказками.
В этом году на уроках истории мы узнали о жизни древней Руси.
На уроках изо и технологии знакомились с народными промыслами, изготавливали и расписывали различные поделки по теме. На уроках информатики учились составлять загадки, на риторике разучивали скороговорки.
И сегодня мы хотим ещё раз погрузиться в атмосферу прошлого, обратиться к устному народному творчеству нашей Родины.
Начало праздника.
(Под музыку «Светит месяц» заходят дети, участники праздника.)
Приглашаю вас на праздник наш. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами, да с грудами замершей земли.
- Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости! Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
- Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня здесь собрались? По какому поводу?
(ответы детей)
- А зачем нам надо изучать народное творчество? Мы уже изучали и пословицы, и сказки, …. (ответы детей)
- Значит, о чем обязательно мы должны сегодня поговорить? (ответы детей)
Раньше, ребята, не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами после работы в какой-нибудь избе и устраивали встречи с песнями, танцами и играми, которые называли ПОСИДЕЛКИ. И у нас сегодня будут посиделки.
Позади трудовой день. Огороды вскопали да вспахали, картошку посадили, даже рыбки наловить успели. А кончено дело – гуляй смело! Делу время – потехе час! Собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки – прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться. А горница – это просторная старинная изба, комната. Вот такая, как сегодня у нас с вами.
На посиделках рождались сказки, пословицы и поговорки. Ни одна вечеринка не обходилась без задорной музыки, песен, частушек, игр, веселой пляски и хоровода.
1 Хозяйка.
- А значит, на наших посиделках нет места скуке!
- А что за гости к нам пришли сегодня на посиделки?
Красны девицы, добры молодцы!
Откуда вы пришли, гости дорогие, долог ли ваш путь?
Дети.
- Мы пришли из деревни Сказочной.
У нас избы полны сказками.
Дети.
- А мы из деревни Загадкино.
Храним мудрость и смекалку, что заложена в загадках.
Дети.
- А мы из деревни Мастеровой
Всяк житель своим ремеслом владеет.
1 Хозяйка.
- А с чем вы пришли к нам? А чем вы нас порадуете? Ну, с кого начнём?
Дети.
Мы принесли сказку вам в подарок народную сказку
Постановка сказки «Репка»
1 Хозяйка.
Сколько сказок, преданий, былин было рассказано на деревенских посиделках! Их герои до сих пор живут в нашей памяти.
Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло.
Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок, вы их хорошо знаете. Вспомним некоторые?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Назови сказку»
1 Хозяйка.
Люди сказки сочиняли, рассказывали друг другу, своим детям. Передавая сказки, из уст в уста их изменяли, что – то забывали, путали и поэтому спустя какое – то время свою сказку могли уже и не узнать.
- Давайте и мы сейчас сочиним и сыграем сказку.
Разыгрывание сказки «Клубок».
Ведущий: А наш подарок - сказка "Клубок".
Неведомо в какой стране, в каком году жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И все бы добро, да выдалась в тот год зима холодная.
Дед: Слышь, старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли.
Баба: Да с чего ж свяжу, старый, пряжи нету.
Дед: А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти то и осталось.
Ведущий: Пошла баба в хлев, настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, в клубок смотала, и положила его на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу. Катится и поет:
Клубок: Я клубок, клубок
С овцы стрижён,
На чёске чёсан,
На прялке прядён,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл...
Ведущий: А навстречу ему заяц. Лапки потирает, уши от мороза прячет.
Заяц: Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу!
Клубок: Не трогай меня, заяц, я тебе песенку спою!
(Поёт.)
Я клубок, клубок
С овцы стрижен,
На чёске чёсан,
На прялке прядён,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл...
А от тебя, косой, подавно уйду.
Ведущий: Не успел заяц ухом повести, а клубок дальше катится. Навстречу ему волк. Даже хвост от мороза поджал.
Волк: Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу, иди сюда.
Клубок: Не трогай меня, волк, я тебе песенку спою.
(Поёт.)
Я клубок, клубок
С овцы стрижен,
На чёске чёсан,
На прялке прядён,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл...
Я от зайца ушёл.
А от тебя, серый, подавно уйду.
Ведущий: И покатился клубок дальше. Волк только успел, что завыть. Катится клубок, а навстречу ему медведь. Холодно косолапому в берлоге, вот он и вылез ноги размять.
Медведь: Клубок, клубок, постой, я из тебя носки свяжу!
лубок: Не трогай меня, медведь, я тебе песенку спою.
(Поёт.)
Я клубок, клубок
С овцы стрижен,
На чёске чёсан,
На прялке прядён,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл...
Я от зайца ушёл.
Я от волка ушёл.
А от тебя, косолапый, подавно уйду!
Ведущий: Покатился клубок дальше, а медведь с досады поковылял к себе в берлогу. Катится клубок, а навстречу ему лиса. Вся закоченела, только глаза хитро светятся.
Лиса: Клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, голубчик, я из тебя носки свяжу.
Клубок: Не трогай меня, лиса, я тебе песенку спою.
(Поёт.)
Я клубок, клубок
С овцы стрижен,
На чёске чёсан,
На прялке прядён,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл...
Я от зайца ушёл.
Я от волка ушёл.
Я от медведя ушёл.
А от тебя, рыжая, подавно уйду.
Лиса: Глуховата я стала, миленький, видно, от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапку и спой свою песенку еще раз. Уж больно песня твоя хороша и голос, как у Пугачевой...
Ведущий: Клубок сел на лапку, а лиса его - цап и в нору унесла. А что дальше было - никто не знает. Может, носки связала, а может и не смогла. Дело-то мудреное. Науки требует. С первого раза может и не получиться.
- А давайте представим, что покатился клубок дальше и попал к внучке. Что она может сделать из этого клубка? (связать)
Слайд 1
- Как называется изготовление изделий ручным способом? (ремесло)
- Как называют человека, который занимается ремеслом? (ремесленник)
2 Хозяйка.
Ремесленник – это человек, который занимается профессиональным ремеслом.
Сначала ремесленник работал один, но это было не очень выгодно, потому что одному трудно добиться больших результатов. Тогда мастера стали объединяться в бригады – артели. Теперь они могли принимать от населения заказы. Одни артели ходили по сёлам, городам в поисках заказов. Таких работников называли странствующими. Другие оставались на одном месте, жили в одном селе или городе.
Слайд 2
- Как память, об этом сохранились названия улиц Гончарная, Кирпичная, Кожевенная.
2 Хозяйка.
- Как вы думаете, о чём говорят названия этих улиц?
Дети:
- На улице Гончарной изготавливали посуду из глины, на Кирпичной производили кирпич, на Кожевенной обрабатывали кожу; делали, починяли обувь, изделия из кожи.
2 Хозяйка. Из года в год ремесло развивалось.
Слайд. 3
- Мы с вами попали на ярмарочную площадь. Здесь познакомимся с некоторыми видами ремёсел,
2 Хозяйка
Возьмёт чурку – глядь – уже не кусок дерева, а голова коня. И стали забавные игрушки получаться, что детишки просили сделать каждому. И так пошли гулять по свету деревянные игрушки, доставляя радость всем.
А какое это ремесло, догадались?
Слайд 4
Дети: Обработка дерева.
2 Хозяйка
Дерево всегда было любимым и легкодоступным материалом. Художественная резьба и роспись по дереву – самые древние виды русского народного творчества.
Слайд 5
Какие красивые кружева украшают дома: резные двери, наличники, крыши. Лучшие породы деревьев для промысла – липа, осина, береза, ольха, дуб и конечно же береста.
Слайд 6
А вот и роспись по дереву. Одно из самых ярких явлений в искусстве росписи – это Хохлома.
Слайд 7
А вот еще и городецкая роспись.
2 Хозяйка
Какое же хозяйство без посуды. Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды, плетёнку обмазывали сырой глиной. Могло случиться, что такая плетёнка попадала в костёр. Прутья обгорали, а глина стала твёрдой, как камень. А дальше – всё просто – люди стали лепить посуду из глины, используя гончарный круг.
- Как вы думаете, о каком ремесле говорится?
Слайд. 8
Дети: О гончарном ремесле.
2 Хозяйка
Глина – один из самых распространенных материалов. До наших времен дошли знаменитые дымковские игрушки из-под Новгорода.
Слайд 9 - Дымковская игрушка.
2 Хозяйка
А вот под Москвой, в селе Гжель, еще в 14 веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Их всегда можно отличить – они сделаны из белой глины, расписаны голубовато-синими мазками.
2 Хозяйка
Там постоянно горел огонь, оттуда доносились непонятные звуки: стук, шипение.
- Откуда доносятся такие звуки? (из кузнецы)
- Кто там работает ?(кузнец)
- Что это за ремесло? (обработка металлов)
Люди уважали кузнеца – ведь он делал ножи, гвозди, подковы. Кузнеца уважали, но и побаивались. Кузница находилась в стороне от жилья. Сапожник, портной пользовались металлическими инструментами.
Дети: Кузнец разжигает огонь, накаляет скобу до красноты и на наковальне выбивает молотком нужную форму.
2 Хозяйка
- Как вы считаете, трудная ли эта работа?
Дети: Да, нужно быть выносливым, сильным?
2 Хозяйка
- А сколько выдумки в работе у кружевниц: ночные сорочки, украшения на подушки, кайма для покрывала.
- Как называется это ремесло?
Слайд.
Дети: Кружевное ремесло.
2 Хозяйка
На Руси издавна славились кружевницы Рязанской области, Елецкой области, но самое знаменитое – вологодское кружево. Посмотрите, какое разнообразие кружева. И где только не нашлось ему применение: воротники, манжеты, скатерти, салфетки, покрывала, шали, отделка на одежде.
- Каким качеством надо обладать, чтобы сделать такие изделия?
- Каким вы представляете мастера, который делает все эти ремесленные изделия?
(Слайд № 14)
Дети: Трудолюбивым, умелым, талантливым человеком, потому что он трудится на благо своей семьи.
3 Хозяйка
- Молодцы ребята, как много вы уже знаете! Действительно, славен человек трудом. Из поколения в поколение передавались тонкости мастерства. Ценилось в людях не только умение, но и знание. В любых состязаниях проверялись сила, умение, опыт и ум. А как проверить знание, наблюдательность, сообразительность, смекалку?
И это умели делать в старину. А помогала всем – ЗАГАДКА. Ведь в отгадывании загадок надо проявить способность видеть в самых обыденных вещах их сходство и различие. Загадка в те далекие времена была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг, охваченный в загадках.
В русских народных свадебных обычаях и по сей день подруги невесты загадывают жениху трудные загадки, и не пускают в дом к невесте, пока не получат правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
- А вы любите загадки? Загадки не простые, попробуйте отгадать.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ - загадки
1. Сто один брат, все в один ряд,
Вместе связаны стоят. (частокол)
2. Пять амбарушек, одни ворота. (перчатка)
3. От одного очага весь свет греется. (солнце)
4. Четыре братца
под одним шатром стоят. (стол)
5. Два брюшка, четыре ушка. (подушка)
6. Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! – говорят.
- Здорово, Васька – указка,
Мишка – серёдка,
Гришка – сиротка,
Да крошка – Тимошка. (пальцы)
7. Вертится Антошка на одной ножке,
Где солнце стоит, туда и он глядит. (подсолнух)
8. Сам худ – голова с пуд.
На работу вышел –
Каждый услышал. (молоток)
Загадки придумывают люди и по сей день. Любая загадка — это замысловатый вопрос, требующий ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. Это очень увлекательное занятие — попробуйте!
Дети составляют свои загадки и загадывают их всем.
4 Хозяйка
- Хорошо вы ребята умеете загадки загадывать да отгадывать. Вот так позабавили и гостей и хозяев!
- А как соберутся добры молодцы да красны девицы, тут и разным забавам место найдется, и загадке, и игре.
Создавая игры, русский народ вкладывал в них глубокий смысл – это и учеба, и труд, и воспитание. Подвижные игры развивают ловкость, гибкость, силу, воспитывают богатырский дух, к тому же заставляют думать. Народные игры вызывают чувство единения, товарищества.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
- Вы играть любите? А знаете в какие игры в старину на Руси играли?
(демонстрация слайдов с иллюстрациями к играм)
- Давайте-ка встанем в кружок, да тоже поиграем!
- Только сперва посчитаться надо. Какие считалочки вы знаете? Молодцы!
- А мы вам предлагаем посчитаться вот такой старинной русской считалкой:
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько ему надо гвоздей,
Говори поскорей, не задумывайся!
Выбирается водящий, проводится игра « ПЛАТОЧЕК»
4 Хозяйка
- На Руси говорили «Делу время – потехе час!»
- И на каждый случай в жизни есть у русского народа мудрое изречение. Поняли, о каких изречениях я говорю?
- Конечно, это пословицы.
- Ну-ка, добры молодцы да красны девицы, похвастайтесь, знаете ли вы пословицы!
- Ой, поняла, поняла – много пословиц вы знаете!
- Усложняем вам задачу: вспоминайте пословицы только на тему «Дружба», говорите по очереди, из какого села ребята последнюю пословицу скажут, те и молодцы!
Проводится «Аукцион» пословиц.
- А я тоже для вас пословицу приготовила, да вот беда, все слова рассыпала, да перепутала. Поможете собрать?
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.
У
Не тот друг,
кто на пиру
гуляет,
а тот, кто
мный себя винит, глупый - своего товарища.
в беде
помогает.
Связанного
веника
не переломишь,
а по прутику
весь веник
переломаешь.
4 Хозяйка
- Молодцы, ребята, показали, как вы умеете дружно работать, помогать друг другу.
- Пора нам песни петь, да хоровод водить!
ВО ПОЛЕ БЕРЕЗКА СТОЯЛА
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.
Я пойду - пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли, люли, заломаю.
Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
А четвертую балалайку,
А четвертую балалайку,
Люли, люли балалайку.
Стану в балалайку я играти,
Стану в балалайку я играти,
Люли, люли, играти.
4 Хозяйка
- Спасибо, гости дорогие, что заглянули к нам на посиделки, приходите еще!