Просмотр содержимого документа
«Кинезиология - здоровьесберегающая технология.»
Кинезиология - здоровьесберегающая технология.
Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
Развитие межполушарной специализации.
Синхронизация работы полушарий.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
Развитие речи.
Формирование произвольности.
Снятие эмоциональной напряженности.
Создание положительного эмоционального настроя.
Профилактика дислексии и дисграфии.
Методологическая основа:
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью
5-15 мин.
Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке.
Кинезиологическая гимнастика проводится систематично,
без пропусков.
От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Методы и приемы:
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Массаж – воздействует на биологически активные точки.
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Кинезиологические упражнения можно использовать как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.
Кинезиологическая сказка «Два котенка»
(способ организации детей– сидя за столами)
Эта сказка учит детей внимательно слушать, развивает зрительное внимание,
память, общую и мелкую моторику.
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают
правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка»
со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).
В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие
кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение
упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)
и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой
со словами).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в
быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом,
наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в
кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять –
весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на
левую, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко»: из большого и указательного
пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на
каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный,
большой – ой, ой, ой!»).
И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр. «Кошка»).
И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от
того, что ей было грустно одной.
Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-
оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная
смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим,
повернем и опять играть начнем»).
Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упр.
«Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак
развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном
положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение
правой и левой рук; ускоряя скорость).
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет,
приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки
кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая
ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой,
указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и
кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально
– «труба»).
Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов
Позвала нас в гости кошка, ( ладони на щеках, качаем головой)
И пошли мы по дорожке. (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Видим дерево высокое, (наставляем кулачки друг над другом)
Видим озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Птицы песенки поют ( ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют: Тут клюют и там клюют, ( пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот)
Никому их не дают. (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу) Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу) Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу) Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу) Это дом, «крыша» А в нем окошко. «окно» Нас встречают кот и кошка. (хлопаем в ладоши) Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу) Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу) Чики-брики, ( ладони хлопают поочередно по коленям или по полу) Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу) Мы немножко погостим ( руки «здороваются») И обратно побежим. (пальцы «бегут» по коленям или по столу) Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу) Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу) Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу) Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу) «Гусеница» Шла гусеница по дорожке. У нее в ботинках ножки. Ротик, нос, а глаза — два, И большая голова. Желтый, зеленый, красный, синий, С улыбкой ты всегда красивый! (по ходу текста пальцем обводить контур гусеницы) «Чики-чи, чики-чи» Кто же это так стучит? (левая ладонь накрывает правый кулак и наоборот) Крепко глазки закрываем, (дети закрывают глаза ладонями) Кто это стучит — узнаем. (ведущий кладет перед кем-то бубен (барабан, молоточек) Ведущий отстукивает ритм, ребенок повторяет).
«Урожай»
Овощи растут на грядке.(скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать пальцы)
Посчитай их по порядку: (соединить по очереди пальцы на двух руках)
Капуста, перец, огурец, (кулак, ребро, ладонь)
Я сегодня молодец. (гладим себя по груди)
На грядке овощи растут,(скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать пальцы)
Что же мы увидим тут? (соединить по очереди пальцы на двух руках)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Приходи! (зажимаем кулаки по очереди) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями) Тихо на землю ложатся. ( ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди) Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони) Шапки, куртки надеваем (имитируем) И ботинки обуваем (топаем ногами)
Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа) Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой
ладони)
И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)
Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)
Декабрь, Январь, Февраль. ( кулак, ребро, ладонь)
«Внимательный мишка»
По полянке мишка шел (пальцы одной руки шагают по ладони другой)
И в бочонке мед нашел. ( царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой) Лапкой мед он доставал,(надавливание на центр ладони указательным пальцем другой) Язычком его лизал.(круговые движения указательным пальцем по центру ладони др.) Нету меда! (крепко зажать кулаки)
Где же мед? (выпрямить напряженные пальцы)
Ищет мишка — не найдет. (ладони на щеках, качаем головой) Hyжнo обязательно Мишке быть внимательным. (указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы)