kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественно - эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности в практике работы ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности,  поэтому так важно с самого раннего детства приобщать детей  к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественно - эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности в практике работы ДОО»


Художественно - эстетическое развитие дошкольников

средствами театрализованной деятельности в практике работы ДОО



Минько Елена Сергеевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк


Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Исследователи, изучавшие театрализованно-игровую деятельность дошкольников, сходятся в утверждении важности этого вида художественной деятельности для развития психических функций:

  • внимания

  • воображения

  • восприятия

  • мышления

  • эмоциональной отзывчивости

(Л. С. Выготский, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Д. В. Менджерицкая, Б. М. Теплов), рассматривали при этом театрализованно-игровую деятельность как «трамплин» для развития творческой активности.

Развитие творчества дошкольников — дело сложное, но чрез­вычайно важное и нужное. Творчество детей в их театрально-иг­ровой деятельности проявляется в трех направлениях:

  • твор­чество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или твор­ческая интерпретация заданного сюжета),

  • творчество исполнительское (ре­чевое, двигательное)

  • творчество оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

Театрализованная деятельность выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д. ) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече - двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Для организации театрализованной деятельности с дошкольниками разного возраста особенно важны следующие дидактические принципы:

принцип психологической комфортности (создание условий, в которых дети чувствуют себя как «дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия о самой деятельности;

принцип креативности (максимальное ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности);

принцип целостного представления о мире (тесно связан с принципом научности в традиционном подходе. Суть этого принципа состоит в том, чтобы, имея знание, использовать его);

принцип вариативности предполагает развитие у детей «вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи»;

принцип минимакса позволяет учитывать индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперёд своим темпом.

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать детей к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:

  • имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

  • имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);

  • включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-« режиссер», ребенок –«актер», ребенок –«зритель», ребенок –«оформитель», «декоратор» спектакля).

Ребенок « режиссер» - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет « сцену» и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).

Ребенок « актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

Ребенок « зритель» - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче « участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

Ребенок « декоратор» - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.( Таблица1)

Таблица 1 «Группы умений по освоению комплекса игровых позиций старших дошкольников»


Группа умений

Освоение игровых позиций

Первая группа умений

связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».


Вторая группа умений

предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности

Третья группа умений

обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.


Четвертая группа умений

позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.


Пятая группа умений

предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.




Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к театрализованной деятельности детей.

Только личная заинтересованность и «включенность » педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а также создавать внешние условия, активизирующие потребность детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. В работе с родителями используем разнообразные

формы работы:

  1. Тематические консультации по вопросам художественно-эстетического развития.

  2. Папки-передвижки «Из истории театра», «Играем в кукольный театр».

  3. Литературные викторины для детей и родителей по народным сказкам.

  4. Совместные походы в театр.

  5. Оформление фотовыставки с моментами драматизации детей.

  6. День открытых дверей с привлечением родителей в театрализованную деятельность.

  7. Совместное участие в драматизациях детей и родителей.

  8. Привлечение родителей к изготовлению разных видов театров.

  9. Привлечение родителей к изготовлению декораций и элементов костюмов для драматизаций.

  10. Создание фильмотеки силами родителей сцен драматизаций с праздников и развлечений.

  11. Творческий конкурс поделок руками детей и родителей «Театральная маска».


Для родителей подготовлены рекомендации по поддержанию интереса ребенка к театрализованной деятельности, обсуждению с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Предлагаем нашим мамам и папам отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования театральных талантов своих малышей через исполнение понравившейся роли в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п. Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя». По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.

Театрализованная деятельность формируется при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной
и творческой деятельности дошкольника.

Развитие театрализованной деятельности будет выше, если её организация основана на коллективном интегрированном подходе всех специалистов общеобразовательного дошкольного учреждения и учёте игровых позиций детей.




Литература


  1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24-32.

2.Емельянова, И.Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор художественно-творческого  развития ребёнка [Текст] / И.Е. Емельянова // Начальная школа Плюс До и После. – 2011. – №10. – С.1-7.

3.Караманенко, Т. Н., Караманенко, Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек [Текст] / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – М.:Просвещение, 1982 – 191с

4. Маханева, М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 11. – С. 6-14.

5.Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности детском саду [Текст] / Е.В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.

6. Трубайчук, Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса [Текст] / Л.В. Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После. – 2011. – №10. – С.1-7.

7.Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших дошкольников / Э. Г.Мигунова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://my-shop.ru/_files/product/pdf/89/886686.pdf


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Минько Елена Сергеевна

Дата: 21.05.2016

Номер свидетельства: 329190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) ""Проектная деятельность в детском саду" "
    ["seo_title"] => string(42) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "157943"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421673123"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС."
    ["seo_title"] => string(90) "primienieniieigrovykhtiekhnologiivobrazovatielnomprotsiessiedouvusloviiakhriealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "279394"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453222557"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Проект: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей   группе  «Мишутка»  в соответствии с ФГОС  дошкольного  образования»."
    ["seo_title"] => string(156) "proiekt-orghanizatsiia-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-v-starshiei-ghruppie-mishutka-v-sootvietstvii-s-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "308812"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458667365"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства