Художественно - эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности в практике работы ДОО
Художественно - эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности в практике работы ДОО
Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать детей к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественно - эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности в практике работы ДОО»
Художественно - эстетическое развитие дошкольников
средствами театрализованной деятельности в практике работы ДОО
Минько Елена Сергеевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Исследователи, изучавшие театрализованно-игровую деятельность дошкольников,сходятся в утверждении важности этого вида художественной деятельности для развития психических функций:
внимания
воображения
восприятия
мышления
эмоциональной отзывчивости
(Л. С. Выготский, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Д. В. Менджерицкая, Б. М. Теплов), рассматривали при этом театрализованно-игровую деятельность как «трамплин» для развития творческой активности.
Развитие творчества дошкольников — дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета),
творчество исполнительское (речевое, двигательное)
творчество оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
Театрализованная деятельность выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д. ) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече - двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Для организации театрализованной деятельности с дошкольниками разного возраста особенно важны следующие дидактические принципы:
принцип психологической комфортности (создание условий, в которых дети чувствуют себя как «дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия о самой деятельности;
принцип креативности (максимальное ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности);
принцип целостного представления о мире (тесно связан с принципом научности в традиционном подходе. Суть этого принципа состоит в том, чтобы, имея знание, использовать его);
принцип вариативности предполагает развитие у детей «вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи»;
принцип минимакса позволяет учитывать индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперёд своим темпом.
Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать детей к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:
имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);
включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-« режиссер», ребенок –«актер», ребенок –«зритель», ребенок –«оформитель», «декоратор» спектакля).
Ребенок « режиссер» - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет « сцену» и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
Ребенок « актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
Ребенок « зритель» - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче « участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
Ребенок « декоратор» - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.( Таблица1)
Таблица 1 «Группы умений по освоению комплекса игровых позиций старших дошкольников»
Группа умений
Освоение игровых позиций
Первая группа умений
связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».
Вторая группаумений
предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности
Третья группаумений
обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группаумений
позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений
предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к театрализованной деятельности детей.
Только личная заинтересованность и «включенность » педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а также создавать внешние условия, активизирующие потребность детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию.
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. В работе с родителями используем разнообразные
формы работы:
Тематические консультации по вопросам художественно-эстетического развития.
Папки-передвижки «Из истории театра», «Играем в кукольный театр».
Литературные викторины для детей и родителей по народным сказкам.
Совместные походы в театр.
Оформление фотовыставки с моментами драматизации детей.
День открытых дверей с привлечением родителей в театрализованную деятельность.
Совместное участие в драматизациях детей и родителей.
Привлечение родителей к изготовлению разных видов театров.
Привлечение родителей к изготовлению декораций и элементов костюмов для драматизаций.
Создание фильмотеки силами родителей сцен драматизаций с праздников и развлечений.
Творческий конкурс поделок руками детей и родителей «Театральная маска».
Для родителей подготовлены рекомендации по поддержанию интереса ребенка к театрализованной деятельности, обсуждению с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Предлагаем нашим мамам и папам отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования театральных талантов своих малышей через исполнение понравившейся роли в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п. Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя». По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.
Театрализованная деятельность формируется при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника.
Развитие театрализованной деятельности будет выше, если её организация основана на коллективном интегрированном подходе всех специалистов общеобразовательного дошкольного учреждения и учёте игровых позиций детей.
Литература
Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24-32.
2.Емельянова, И.Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор художественно-творческого развития ребёнка [Текст] / И.Е. Емельянова // Начальная школа Плюс До и После. – 2011. – №10. – С.1-7.
3.Караманенко, Т. Н., Караманенко, Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек [Текст] / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – М.:Просвещение, 1982 – 191с
4. Маханева, М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 11. – С. 6-14.
5.Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности детском саду [Текст] / Е.В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
6. Трубайчук, Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса [Текст] / Л.В. Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После. – 2011. – №10. – С.1-7.
7.Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших дошкольников / Э. Г.Мигунова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://my-shop.ru/_files/product/pdf/89/886686.pdf