Картотека дидактических игр.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В ходе игры у ребенка развивается произвольное внимание, наблюдательность, закрепляются знания о качестве игрушек, желание играть с ними, пробуждается интерес к процессу игры, формируется бережное отношение к ним, а также понимание, что с игрушками можно играть по-разному.
Дидактические игры полезны и для умственного развития ребенка.
Очень интересны для детей словесные игры. Играя со словом, дети учатся общению, овладевают правилами поведения. Кроме того они развивают ум, речь, чувство юмора.
Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди других детей, чтобы иметь друзей, хороших товарищей, в этом большую помощь оказывают дидактические игры.
Продуманное содержание, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий способствуют воспитанию детей дошкольного возраста.
| № п/п | Наименование игры | Цель использования |
| | Для детей от 3 до 4 лет |
| | Игры с предметами |
| 1 | Кукла Катя проснулась | Воспитание умственной активности; закрепление знаний об одежде и последовательности процесса одевания |
| 2 | Кукла Катя обедает | Закрепление знаний о столовой посуде; воспитание умственной активности, заботливого отношения к кукле |
| 3 | Новая кукла | Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи |
| 4 | Что изменилось? | Активизация умственной деятельности, произвольного внимания, запоминания, припоминания. связной речи |
| 5 | Чудесный мешочек | Закрепление знаний об игрушках; воспитание выдержки, сенсорных способностей, речи |
| 6 | Узнай, что это? | Воспитание сенсорных способностей; закрепление знаний об овощах, фруктах; активизация словаря |
| 7 | Лети ко мне! | Закрепление знаний о растениях; воспитание умения сравнивать предметы, быстро реагировать на словесный сигнал |
| 8 | Кто скорее соберет? | Воспитание умственной активности, сообразительности, целеустремленности |
| 9 | Найди предмет по описанию | Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности |
| 10 | Подбери посуду для куклы | Воспитание способности группировать предметы; закрепление знаний о разных видах посуды; формирование заботливого отношения к кукле |
| 11 | Живое домино | Воспитание произвольного внимания; закрепление знаний о цвете; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, умения четко выполнять правила игры |
| 12 | Больше — меньше | Закрепление знаний о величине предметов; воспитание умения сравнивать предметы; формирование сосредоточенности, целеустремленности |
| | Настольно-печатиые игры |
| 13 | Парные картинки | Воспитание способности детей сравнивать предметы, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь |
| 14 | Собери пазл | Воспитание умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет; формирование сообразительности, сосредоточенности |
| 15 | Лото | Воспитание умения группировать предметы, быстроты мышления, познавательной активности; развитие внимания, речи, совместной игровой деятельности |
| 16 | Чьи детки? | Закрепление знаний о домашних животных и их детенышах; воспитание умения соотносить картинки по содержанию; развитие произвольного внимания, речи |
| 17 | Кому что нужно для работы? | Закрепление знаний об орудиях труда; воспитание интереса к труду взрослых; формирование элементарной профориентации; активизация речи |
| 18 | Домино | Закрепление знаний о машинах, помогающих людям в труде; воспитание умения сравнивать предметы, находить сходство |
| 19 | Когда это бывает? | Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки |
| | Словесные игры |
| 20 | Угадай, кто позвал | Воспитание слухового внимания, чувства товарищества |
| 21 | Пальчиковые игры | Воспитание речевой активности, общения |
| 22 | Коза рогатая | Воспитание умения действовать по словесному сигналу, желание участвовать в совместных играх |
| 23 | Заинька | Совершенствование умения детей согласовывать действия со словом; воспитание доброжелательности |
| 24 | На птичьем дворе | Закрепление знаний о домашних птицах, воспитание правильного звукопроизношения, речевой активности |
| 25 | У медведя во бору | Воспитание умения действовать по сигналу; формирование чувства выдержки, взаимовыручки; развитие правильного звукопроизношения |
| 26 | Конь | Воспитание речевой и двигательной активности, умение сочетать слово с действием; совершенствование умения согласовывать действия |
| 27 | Петушок | Воспитание речевой активности; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, правильного звукопроизношения |
| 28 | Хохлатка | Закрепление знаний о повадках курицы наседки; развитие речевой и двигательной активности |
| 29 | Совушка, Сова – большая голова | Воспитание слухового внимания, совершенствование умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом |
| 30 | Уточка | Развитие диалогической речи, согласованности действия в совместной игре |
| 31 | Птички | Совершенствование умения согласовывать слова и действия; активизировать речь детей |
| 32 | Солнечные зайчики | Воспитание двигательной активности, желания играть вместе; формирование чувства юмора |
| 33 | Воробушки и автомобиль | Развитие слухового внимания, быстроты реакции на сигнал, согласованности действий |
| 34 | Вороны | Упражнение детей в правильном произношении звука р; обучение говорить спокойно. но громко |
| 35 | Пчелки | Упражнение в диалогической речи, в правильном звукопроизношении; закрепление умения действовать по сигналу |
| 36 | Курочка - рябушечка | Развитие речевой активности; упражнение в правильном звукопроизношении |
| 37 | Еду - еду | Воспитание согласованности действий, речевой активности, умения действовать по сигналу |
| | Для детей от 4 до 5 лет |
| | Игры с предметами |
| 38 | Из чего сделано? | Воспитание умения сравнивать, группировать предметы; активизация словаря; развитие внимания, речи |
| 39 | Найди такой же | Развитие умения сравнивать предметы, находить сходство и различие; воспитание смекалистости, связной речи |
| 40 | Новоселье | Воспитание доброжелательного отношения к новым игрушкам; закрепление знаний детей об одежде, обуви, посуде, игрушках; развитие связной речи |
| 41 | Магазин | Развитие связной, диалогической речи, находчивости; закрепление знаний о правилах поведения в магазине. |
| 42 | Кому, что нужно для работы? | Воспитание интереса к труду взрослых; закрепление знаний о профессиях и орудиях труда |
| 43 | Испорченный телефон | Воспитание слухового внимания, сообразительности, выдержки; активизация словаря |
| 44 | Что изменилось? | Развитие произвольного внимания, запоминания; активизация словаря |
| 45 | Игрушка рассказывает о себе? | Воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения |
| 46 | Кто скорее соберет? | Воспитание быстроты реакции на слово, дисциплинированности, выдержки; закрепление знаний об овощах и фруктах |
| 47 | Горячо - холодно | Воспитание наблюдательности, сообразительности, развитие связной речи, закрепление знаний о растениях |
| 48 | К дереву — беги! | Воспитание умения быстро ориентироваться в пространстве; закрепление знаний о деревьях |
| | Настольно-печатные игры |
| 49 | Парные картинки | Парные картинки Воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря, речи |
| 50 | Кто что делает | Закрепление знаний о сельскохозяйственном труде; развитие смекалки, связной речи, выдержки |
| 51 | Не ошибись! | Закрепление знаний о разных видах спорта; воспитание желания заниматься спортом, находчивости, быстроты реакции на сигнал |
| 52 | Домино | Закрепление знаний о видах транспорта; воспитание внимания, сосредоточенности; активизация речи, словаря |
| 53 | Лото | Упражнение в правильном использовании обобщающих слов; воспитание сообразительности. быстроты реакции |
| 54 | Охотник и пастух | Закрепление знаний о диких и домашних животных; воспитание произвольного внимания, сообразительности, гибкости мышления |
| 55 | Что лишнее? | Воспитание наблюдательности, умения доказать правильность своего суждения, чувства юмора |
| 56 | Когда это бывает? | Воспитание умения припоминать, соотносить знания с изображением на картинках; закрепление знаний о частях суток |
| 57 | Где это можно купить | Закрепление знаний о магазинах; воспитание желания помогать родителям делать покупки |
| | Словесные игры |
| 58 | Где мы были, не скажем, а что делали, покажем. | Воспитание воображения, смекалки, активизация словаря |
| 59 | Мыши | Воспитание речевой и двигательной активности, быстроты реакции на сигнал, согласованности действия |
| 60 | Воробушки и автомобиль | Упражнение в правильном звукопроизношении; воспитание быстроты реакции на сигнал, выдержки |
| 61 | Кто, кто в теремочке живет? | Закрепление знаний о животных; упражнение в правильном звукопроизношении |
| 62 | Гуси | Воспитание смелости, выдержки, согласованности действий, быстроты реакции на сигнал |
| 63 | Гуси-гуси | Воспитание умения действовать по словесному сигналу; развитие диалогической речи, согласованности действий со словами стихотворения |
| 64 | Сколько? | Упражнение в счете; развитие слухового внимания; воспитание умения действовать в соответствии с текстом |
| 65 | Так бывает или нет? | Развитие логического мышления; воспитание умения замечать последовательность в суждениях; формирование чувства юмора |
| 66 | Зеркало | Развитие речевой и двигательной активности |
| 67 | Каравай | Упражнение в согласовании действии со словом; формирование представлений о величине предмета; активизация словаря и движений |
| 68 | Коршун | Упражнение в диалогической речи; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, умения согласовывать действия |
| 69 | Карусель | Упражнение в быстром и медленном темпе речи, согласовании слова с движениями |
| 70 | Зайка | Развитие речевой и двигательной активности, умения действовать по сигналу |
| 71 | Во саду ли, в огороде? | Классификация растений по месту их произрастания; воспитание внимания, сообразительности, речи |
| 72 | Какое время года? | Воспитание умения соотносить текст с картинкой о временах года, сообразительности, быстроты мышления |
| 73 | Узнай по описанию | Воспитание умения описывать предмет по представлению; развитие внимания, связной речи, сообразительности |
| 74 | Доскажи словечко | Упражнение в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе; развитие ориентировки в пространстве |
| 75 | А что потом? | Закрепление знаний о частях суток, о деятельности детей в разное время дня; развитие припоминания, связной речи |
| 76 | Когда это бывает? | Углубление знаний о временах года; развитие связной речи; активизация словаря |
| 77 | Какой предмет? | Упражнение в классификации предметов по определенному признаку; развитие мышления, речи, смекалки |
| | Для детей от 5 до 6 лет |
| | Игры с предметами |
| 78 | Не ошибись! | Упражнение в различении предметов по их качеству; воспитание наблюдательности, находчивости, правильной речи |
| 79 | Кто подойдет, пусть возьмет! | Воспитание умения находить наиболее характерные признаки предметов, грамматически правильной речи, наблюдательности, смекалки |
| 80 | Похож — не похож | Упражнение в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу; развитие правильной речи, мышления, припоминания |
| 81 | Сильные, смелые, ловкие. | Закрепление знаний о видах спорта; воспитание уважения к спортсменам, желание заниматься спортом |
| 82 | Из какой республики гость? | Закрепление знаний о людях, живущих в СНГ; воспитание уважения к ним, интереса к национальной символике, одежде |
| 83 | Кто во что одет? | Воспитание интереса к людям разных профессий; закрепление знаний о профессиях |
| 84 | Вершки и корешки | Закрепление знаний об овощах; воспитание внимания, находчивости, согласованности действий |
| | Настольно-печатные игры |
| 85 | Кто построил этот дом? | Кто построил этот Воспитание уважения к строителям; закрепление знаний об этапах строительства дома, о машинах, помогающих строителям |
| 86 | Гости Москвы | Воспитание любви к станице нашей Родины, гостеприимстве; закрепление знаний о достопримечательных местах Москвы; развитие связной речи |
| 87 | Собери картинку | Воспитание уважения к работникам села; закрепление знаний о видах сельскохозяйственного труда; развитие мышления, речи, припоминания |
| 88 | Зоологическое домино | Закрепление знаний о диких и домашних животных; воспитание сообразительности, внимания |
| 86 | Путешествие по городу | Закрепление знаний о родном городе, воспитание любви к нему, уважения к живущим в нем людям; развитие речи |
| 90 | Путешествие в страну вещей | Упражнение в классификации различных предметов; Закрепить названия и назначение предметов. |
| | Словесные игры |
| 91 | Что было бы, если бы… | Закрепить знания детей о назначении «умных машин» для человека; воспитание бережного отношения к ним; учить устанавливать причинно-следственные связи и отношения; развитие связной речи |
| 92 | Путешествие за ценными находками | Совершенствование умения описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по материалу из которого он сделан, умение обобщать предметы по признаку материала |
| 93 | Радио | Воспитание внимательного отношения к сверстникам, наблюдательности; развитие речи, памяти |
| 94 | Где был Петя? | Воспитание уважения к людям труда, любви к родному краю, активного, самостоятельного мышления, речи, памяти, сообразительности |
| 95 | Что за птица? | Закрепление знаний о птицах; воспитание двигательной, умственной и речевой активности, согласованности действий, находчивости |
| 96 | Назови три предмета | Упражнение в группировке предметов |
| 97 | Птицы (звери, рыбы) | Упражнение в группировке животных, птиц и рыб; закрепление знаний о них; воспитание быстроты реакции на словесный сигнал |
| 98 | Кто растит хлеб? | Воспитание интереса к труду взрослых; закрепление знаний о сельскохозяйственных машинах |
| 99 | Вкусная игра | Знакомство детей с процессом изготовления теста и выпечкой кренделей; воспитание произвольного внимания, памяти; Укреплять проявление добрых чувств и отношений |
| 100 | Кто больше назовет предметов? | Упражнение в классификации предметов по месту их производства; воспитание уважения к людям труда |
| 101 | Природа и человек | Систематизация знаний о том, что дает человеку природа и что он делает сам; воспитание бережного отношения к природе и окружающим предметам |
| 102 | А если бы... | Воспитание умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами, находчивости, быстроты мышления |
| 103 | Испорченный телефон | Развитие слухового внимания |
| 104 | Летает — не летает | Закрепление знаний о предметах; воспитание внимания, выдержки |
| 105 | Краски | Закрепление знаний о цвете; воспитание выдержки, быстроты мышления, произвольного внимания |
| 106 | Кто ты? | Развитие слухового внимания, быстроты реакции на слово |
| 107 | И я | Воспитание сообразительности, выдержки, чувства юмора |
| 108 | Где мы были, не скажем, а что видели - покажем | Развитие у детей способности имитировать трудовые действия; воспитание воображения, сообразительности, организованности |
| 109 | Фанты | Упражнение в правильном подборе слов, в умении логично задавать вопросы; воспитание выдержки, смекалки |
| 110 | Наоборот | Развитие быстроты мышления, находчивости; активизация словаря |
| 111 | Дополни предложение | Развитие речевой активности, сообразительности |
| 112 | Скажи слово с нужным звуком | Развитие у детей фонематического слуха, быстроты мышления |
| 113 | Кто знает, пусть дальше считает | Закрепление знаний детей о порядковом счете; развитие произвольного внимания |
| 114 | Было — будет | Упражнение в правильном использовании слов о прошлом, настоящем и будущем времени |
| 115 | Закончи предложение | Воспитание умения понимать причинные связи между явлениями; развитие речи и активизация словаря |
| 116 | Кто больше знает? | Развитие памяти, находчивости, сообразительности; закрепление знаний о предметах |
| 117 | Найди рифму | Упражнение в подборе рифмующихся слов; воспитание желания играть словами; побуждение к творческим проявлениям |
| 118 | Так бывает или нет? | Развитие логического мышления и чувства юмора |
| | Для детей от 6 до 7 лет |
| | Игры с предметами |
| 119 | Первоклассник | Закрепление знаний о предметах, необходимых для учебы; воспитание желания учиться, собранности, аккуратности |
| 120 | Что изменилось? | Воспитание наблюдательности; развитие памяти, связной речи |
| 121 | Для чего нужен предмет? | Закрепление знаний о назначении предметов; воспитание бережного к ним отношения, сообразительности, речевой и умственной активности |
| 122 | Кто потрудился? | Углубление знаний о труде взрослых; воспитание уважения к ним |
| | Настольно - печатные игры |
| 123 | От зернышка до булочки | Систематизация, закрепление знаний о хлеборобах сельскохозяйственных машинах, об этапах в производстве хлеба; воспитание уважения к хлеборобам и бережного отношения к хлебу |
| 124 | Кем быть? | Закрепление, углубление знаний о сельскохозяйственном труде; воспитание уважения к труженикам села, желание быть похожими на них |
| 125 | Какой республики флаг? | Воспитание уважения к людям разных национальностей; закрепление знаний о национальной символике |
| 126 | Из чего и кем сделано? | Уточнение знаний о разных профессиях; воспитание уважения к людям труда, интереса к их профессиям |
| 127 | Кто быстрее? | Систематизация знаний детей о спорте; расширение словаря; воспитание интереса к спорту, желание заниматься им |
| 128 | Умные машины | Закрепление знаний о различных машинах, помогающих людям в труде, умения группировать их по назначению, активизация и расширение словаря |
| | Словесные игры |
| 129 | Да - нет | Воспитание логического мышления, сообразительности, целеустремленности, выдержки |
| 130 | Похож — не похож | Воспитание умения сравнивать предметы по представлению, находить признаки сходства и различия, отгадывать предметы |
| 131 | Отвечай быстро | Упражнение в классификации предметов; воспитание гибкости и быстроты мышления |
| 132 | Придумай предложение | Развитие речевой активности и быстроты мышления |
| 133 | Охотник | Упражнение в классификации животных рыб, птиц; воспитание сообразительности, припоминания |
| 134 | Путешествие в страну часов | Развитие сообразительности; активизация словаря, знакомство с этапами развития часов; Бережное отношение к часам |
| 135 | Близнецы - братья | Упражнение в нахождении синонимов; воспитание речевой активности |
| 136 | Подбери слово | Воспитание умения быстро находить близкие по смыслу слова, сообразительности |
| 137 | Не ошибись! | Закрепление знаний о разном времени суток; развитие быстроты мышления, речевой активности |
| 138 | Кузовок | Развитие слухового внимания, мышления, сообразительности; активизация словаря |
| 139 | Буква - Потеряшка | Закрепление знаний о букве и звуке; воспитание слухового внимания, быстроты реакции на слово |
| 140 | Быль или небылица? | Развитие умения отличать реальное от выдуманного |
| 141 | Письма доброго сказочника | Раскрыть понятия «нельзя», «можно», «надо»; Содействовать накоплению умения согласовывать свои поступки, поведение со словами «нельзя», «можно», «надо»; Развитие речевой активности. |
| 142 | Поиски добрых слов | Воспитывать понимание связи слова и поступка, слова и отношения. |
1А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
2. А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»